Жизнь общиной. Зачем городские в деревню переезжают Общинная и частная жизнь

Мы хотим помочь тем людям, которые хотят понять что такое настоящая славянская община, живущая на земле.

Коротко о нас. Мы уже переехали на свою землю. У нас лесов 15 Га - выкупили. У нас несколько полей для сельско-хозяйственной деятельности - 150 Га, различная сельхоз техника. Мы взяли в аренду 30 км. речки Вондух.

И мы хотим вытащить вас из ада городов хотя бы на время.

Чтобы люди приехали, посмотрели на славянский общинный уклад жизни, полное отсутствие индивидуализма, где человек ни в чём не нуждается. Он трудится на радость себе и природе во славу славяно-арийских богов.

Мы приглашаем всех славян приехать к нам в гости и потрудиться совместно со всеми членами общины на благо создания нового общества, где будет отсутствовать частная собственность.

Звоните 8-920-968-03-48.
Сайт общины - belovodye.ucoz.ru

Не выходите с нами на связь, если не собираетесь присоединяться к нашей общине.

Среди нас есть родовой знахарь, который будет обучать всех членов общины. Место уже найдено, план действий проработан. Все необходимые знания есть: строительство, земледелие, скотоводство по специальным древним технологиям.

Собираем людей, чтобы переехать из мегаполисов и жить в общине на земле, земли уже выкуплены.

Места в глуши, красивые. Тупиковая дорога, ближайшая деревня в 6 км; так как там никто не живёт уже лет 20 - земля отдохнувшая, очистившаяся, грибов море, река рядом.

Близ нашей общины протекает древняя речка Вондух. Поэтому в наших краях неправедные просто исчезают - дух уходит вон из тела.

Экотуризм

Наша община разработала проект по экотуризму.

У нас красивые живописные места, чистая речка, сосновые боры, лиственные леса, где можно спокойно гулять, где можно встретить редких зверей и птиц. У нас живут журавли-стерхи. Прямо над нашим поселением с утра постоянно летают коршуны, оберегая нас от воздействия злых духов и помыслов нехороших людей.

Мы сами регулярно делаем большие вылазки в лес и хотим, чтобы люди познакомились с экологически чистой природой.

Приезжайте - не пожалеете.

Проживание в палаточном лагере. Брать с собой палатку и все необходимые походные вещи.

Проживание: 1 неделя - 10 000 р., месяц - 40 000 р.

Создать общину с единомышленниками намного интереснее, чем всю жизнь ругать власти. Иногда достаточно собраться и заселиться в пустующие фермерские дома, написать манифест о том, каким ты видишь идеальное общество, и попытаться его построить.

Вот 5 коммун, которые создали альтернативу государству и живут достаточно долго, чтобы считаться успешными.

Маринелада. -кооператив.

Небольшой город в Испании, в Андалусии, в регионе, где безработица достигает 37% (среди молодежи 55%). Но в Marinaleda 100% занятость: все трудятся в кооперативах и получают равную оплату труда в 1200 евро. Кроме того, мэрия предоставляет каждому желающему строительные материалы, участок земли и квалифицированных рабочих для постройки дома - бесплатно. Дома до 192 квадратных метров. Домовладельцы потом пожизненно платят в городскую казну 15 евро в месяц, и дома никогда не могут быть проданы.


Население города 2700 человек. Сельское хозяйство приносит общине основной доход. Выручка от реализации продукции поступает в общий бюджет коммуны, который затем распределяется на социальные нужды, обустройство деревни и социальную помощь: строятся парки, спортивные центры, ремонтируются школы.

Надо заметить, что все это великолепие досталось жителям города далеко не сразу, а в результате упорной борьбы, в ходе которой они захватили пустовавшие участки земли, принадлежавшие богатым людям.

В Маринеладе сформировалась рабочая партия, еженедельно проходили массовые встречи, в которых участвовали чуть ли не все жители города. Они требовали социальной справедливости, ругали правительство за то, что оно не может обеспечить им нормальные условия жизни.

Невероятно, но после 12 лет непрекращающейся борьбы региональные власти Андалусии сдались и выделили 1250 гектаров сельскохозяйственных земель общине города, которая и оформилась в кооператив. Понятное дело, что в масштабах большой страны подобное дело потребовало бы бы куда бОльших и куда более радикальных усилий, а на такое решится далеко не каждый (по понятным причинам). Да и данный город не во всем идеален, например деньги там никто не отменял. Но во всяком случае, эта модель кооперативного города - не совка и не капиталистического предприятия, а именно кооператива - демонстрирует эффективность экономической модели, основанной на самоуправлении и относительно свободном труде.

Управляет городом бессменный мэр Хуан Мануэль Санчес Гордильо. С 1975 года он раз за разом с большим отрывом побеждает на выборах. За это время он сам побывал в тюрьме семь раз и пережил два покушения на жизнь.

Отношения Маринелада с региональными и федеральными властями довольно сложные - например, город подчиняется выборным законам страны, вступает в торговые отношения и признаёт частную собственность за пределами деревни, но не пускает на свою территорию полицию.
Иногда мэр Санчес Гордильо совершает экстравагантные поступки в рамках продвижения своей идеологии за пределами Маринелады. Например, в августе 2012-го он с несколькими сторонниками вошёл в супермаркет, наполнил несколько тележек продуктами и ушёл из магазина не заплатив. Полученную таким образом еду отдали в специальные организации, которые помогают бедным, которые не могут прокормить себя сами.
Харизматичный мэр маленького городка Маринелады сейчас очень популярен по всей Испании, особенно среди беднейшего населения, но никто пока не решился повторить путь этой общины: слишком много придётся сидеть в тюрьме, да и зарплаты в коммуне не такие большие.

Free State Project - свободный штат



В 2001 году 24-летний выпускник Йеля Джейсон Соренс предложил всем, кто недоволен правительством, провести эксперимент. Свободолюбивые люди, которые раскиданы по миру, могли бы перебраться на постоянное место жительства в маленький американский штат и прийти там к власти. К 2003 году «Свободный штат» (Free State Project , FSP) поддержали 5000 человек. Всеобщим голосованием они выбрали слабозаселенное место - Нью-Гемпшир. Высадка либертарианского десанта должна была произойти после того, как к FSP присоединятся 20 000 адептов независимости от государства. Сейчас под проектом подписались около 16 000 человек, но первые переселенцы уже начали стекаться в Нью-Гэмпшир - сейчас там живут более 2000 участников.


Либертарианцы открыто носят оружие - мачете, большие винтовки, пистолеты, напечатанные на 3D-принтере
Этого недостаточно, чтобы прийти к власти в штате, и пока все либертарианские идеи апробируются внутри группы. Члены FSP полностью перешли на расчёты в биткоинах, активно используют 3D-печать: из пары тысяч активистов, уже ставших резидентами «свободного штата», не менее семи обзавелись персональными 3D-принтерами. В меру сил они противостоят законам, которые считают идиотскими, борются за декриминализацию марихуаны, либерализацию правил владения огнестрельным и холодным оружием и запрет системы считывания автомобильных номеров.
Иногда активисты вступают в открытое противостояние с властями, например, выводят из строя парковочные счётчики, чтобы помешать властям собирать оброк с автовладельцев. Либертарианцы открыто носят оружие - мачете, большие винтовки, пистолеты, напечатанные на 3D-принтере. Недавно администрация городка Конкорд, расположенного в регионе, запросила у Министерства национальной безопасности США грант в 250 000 долларов на покупку бронированной военной машины - для защиты от «местной террористической угрозы». Автомобиль, прозванный Bearcat, должен был уже поступить на вооружение местного отделения полиции.
Идеолог коммуны Джейсон Соренс переехал в Нью-Гэмпшир всего год назад. Он по-прежнему верит, что скоро в штате будут жить около 20 000 либертарианцев и они станут реальной политической силой - первым официальным либертарианским правительством.

Органик сообщество ZEGG



В 1991 году группа людей, вдохновлённых идеями Дитера Дума - немецкого идеолога общинной жизни, автора нескольких книг, - выкупили землю к юго-западу от Берлина и основали общину. Они хотели уйти от консьюмеризма современного общества и построить своё, которое живёт по принципам устойчивого экологического развития. Община занимает территорию примерно в полтора квадратных километра, в настоящее время там живут около ста человек.
Члены общины не отрицают государственную власть или частную собственность. Участники сообщества финансово независимы друг от друга. У каждого из них есть свой доход, большая часть жителей задействована в организации и проведении различных мероприятий общины - фестивалей, семинаров и тренингов. Так ZEGG зарабатывает деньги и одновременно продвигает свои идеи среди посетителей. Участники сообщества содержат гостевые дома и кафе, предоставляют туристам всевозможные сервисы. Впрочем, некоторые члены имеют работу, никак не связанную с общиной, и каждый день ездят в ближайшие города, а вечером возвращаются домой.
Каждый, занимаясь своим делом, должен работать и на развитие коммуны в целом. Всё сообщество разделено на несколько групп со своими обязанностями: кто-то следит за всеми детьми общины, кто-то отвечает за работы по саду, кто-то готовит на всех и решает хозяйственные дела. Руководит всем (у них принято говорить, «принимают ключевые решения») совет менеджеров: по два от каждой группы. Они решают, как тратить деньги с совместных мероприятий, принимать ли новых участников.

Коммуна Нидеркауфунген



В 1986 году группа левых активистов самых разных направлений - от анархо-синдикалистов до марксистов, от феминисток до коммунистов - заселилась в пустующие фермерские дома в небольшой деревне в Центральной Германии. Идеи коммуны были изложены в ранее опубликованном памфлете Grundsatzpapier, ставшем уставом Нидеркауфунгена. Это классический манифест европейской коммуны левого толка о равенстве - политическом и гендерном, о социальном благе, о том, что людям не нужны начальники, чтобы жить хорошо.
Нидеркауфунген - одна из самых развитых европейских коммун. Здесь есть фермы по выращиванию фруктов, производство сыра, столярная, токарная мастерская. Коммуна проводит открытые семинары и фестивали и зарабатывает на туристах.
Частная собственность в коммуне существует только в отношении тех вещей, что предназначены исключительно для личного пользования членов сообщества, вроде зубной щётки или нижнего белья
Доход общины поступает в общую кассу, работающую по известному принципу «от каждого по способностям и каждому - по потребностям». Это значит, что каждый может взять из кассы ровно столько денег, сколько ему нужно, и никто не может его остановить. «Вы удивитесь, но эта штука работает уже двадцать лет», - говорят представители коммуны. Частная собственность в коммуне существует только в отношении тех вещей, что предназначены исключительно для личного пользования членов сообщества, вроде зубной щётки или нижнего белья.
Нидеркауфунген - коммуна в чистом виде. Здесь нет никакой власти, никакой иерархии. Все вопросы решаются раз в неделю на общем собрании, все глобальные решения принимаются на расширенном собрании раз в полгода. При возникновении конфликтных ситуаций участники используют «ненасильственные методики общения» по Розенбергу. Все предложения должны пройти через специальные рабочие группы, потом информация о них появляется на доске объявлений сообщества, потом предложения обсуждаются на общем собрании.


Коммуна с трогательным названием «Дубы-близнецы» появилась 47 лет назад неподалёку от Ричмонда и сейчас является одной из старейших нерелигиозных на территории США. Хиппи пришли сюда, вдохновлённые романом писателя Скиннера «Вальден Два», с целью построить общество с идеалами свободы, равенства, братства.
В Twin Oaks до сих пор жив идеализм хиппи: купаются в одной яме, моются в одном душе, ведут весёлую сексуальную жизнь, выращивают тофу и пропагандируют мир и любовь на Земле. Как и большинство современных коммун, они занимаются бизнесом: продают тофу, производят гамаки. Каждый работает по 42 часа в неделю, взамен получая бесплатные еду, медстраховку и прочие блага, а также 72 доллара «на дополнительные расходы». Кроме того, у «Дубов» есть 17 машин - тоже для общего пользования. Парадокс истории Twin Oaks - в том, что коммунистическая коммуна экономически очень успешна в капиталистическом мире: минимальные расходы ( воды, газа и электричества - на 60–70 % ниже, чем в среднем по Америке), дешёвая рабочая сила и одновременно никакой безработицы, относительно крупные объёмы производства и доход 600 000 долларов в год.

Д ля православных христиан жизнь общиной является самым естественным и правильным образом жизни, хотя многие современные христиане об этом подзабыли. Вводит в заблуждение дух индивидуализма окружающего мира, слабое знание истории Церкви, восприятие христианства на уровне обрядов, которые лишь "дополняют" материалистический строй жизни. Но если поинтересоваться, как жили первохристианские общины, а затем и общины монастырей; как выживали в борьбе с суровым российским климатом деревенские общины наших предков; если почитать о мельничной общине прп. Серафима Саровского - то образ жизни современного "раздробленного" общества уже не будет восприниматься как единственно правильный.

П рихожане городского храма, среди которых зарождается духовное единство, ощущают желание больше общаться и в бытовых вопросах, проводить вместе больше времени. Но в городских условиях это трудно сделать, ведь у всех разный режим работы, свои маршруты, семейные обязанности. Совсем другое дело - совместный труд и близкое соседство при жизни в деревне, когда двое, трое или более собраны вместе во имя Господа Иисуса Христа не только в праздник, но ежедневно.

К онечно, нельзя идеализировать жизнь православной общины в деревне. Такая жизнь нелегка, требует постоянного труда и молитвы, обуздания самости, терпеливого ношения немощей друг друга. Но ведь лёгкий путь не приводит к спасению души. А в нынешнее тревожное время жизнь общиной в деревне может оказаться одним из немногих путей ко спасению.

Н екоторые христиане стали возвращаться из городов в деревни ещё в 90-х годах прошлого века. Одни обустраивались индивидуально. Для примера можно познакомиться с историей жизни в деревне Владимира Киприянова, около 20 лет назад вместе с семьёй переехавшего из Москвы в село Кажирово Костромской области. РАДУГА НАД КАЖИРОВО

Ещё одна статья В.Киприянова: ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН. ИСХОД ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН (от эйфории до…реальности).

Н еоднозначная личность Германа Стерлигова и его семейный хутор, а затем и целая "слобода" привлекают постоянное внимание СМИ. Этот опыт (как позитивный, так и негативный) можно также принять во внимание. Фильм "Слобода свободы".

С уществуют сейчас и общины, стемящиеся жить максимально автономно и удалённо. Одни из них никак не дают о себе знать в СМИ, о жизни других кое-что известно, как, например, об общине иеромонаха Евстратия Филиппова, которая жила сначала в Костромской области, а затем вынуждена была переселиться в Пермский край. Смотрите на YouTube ролики: "Опыт исхода в православные поселения" и "Давление силовых структур на православное поселение".

Н екоторые общины обвиняются в сектантстве. Об опасности попасть в секту никогда не следует забывать, а поэтому необходимо твёрдо помнить Православный Катехизис и заповеди Св. Евангелия. Если есть сомнения в чистоте учения, приносимого каким-либо пастырем, необходима особая осторожность. Для примера приведём обсуждение жизни общины о. Михаила Агеева (Псковская обл.), а также последователей схимонаха Симона Ширяева, живущих в Шуйском районе Ивановской области (противоположные точки зрения: ruskline.ru и ortho-rus.ru ).

В заключение этого раздела упомянем и совершенно неправославные общины в деревне, которые существуют сейчас в России. Это, например, общины староверов-безпоповцев или так называемые "экопоселения" последователей известного неоязыческого писателя. Конечно, не о таких общинах идёт речь на нашем сайте.

История нашего дома началась в Пафнутьевом Боровском монастыре, где живет мой духовный отец, . Осенью 1998-го я сидел у него в келье, болтал ногами и рассказывал обо всем, что было на сердце. А там было много всего, и кроме всего прочего – дом, который вот уже полгода безуспешно искали мои родители. Родители решили, что к пенсии хорошо было бы продать две наших квартиры, потому как вид из окна старой городской «хрущевки», прямо скажем, не очень, и купить нормальный дом с небольшим участком земли где-нибудь в городской черте или неподалеку, потому что мы хоть и любим природу и тишину, но без фанатизма. Родители и объявление в газете давали, и знакомым всем сказали, но дом все не находился. То место где-то в Тьмутаракани с видом на болото, то земли совсем нет, то еще что-нибудь.

Батюшка меня слушал-слушал, а потом говорит: «Дом будет в деревне». В какой еще деревне? Мы люди городские, на дачу редко ездим. Он смеется, по голове меня треплет: «В деревне дом, в деревне!» Я пожал плечами и решил, что так духовник хочет показать мне, чтобы я не задавал вопросов, не касающихся моей мятущейся непоседливой души.

Мы мечтали каждый о своем, но после разговора с батюшкой мы друг друга нашли

Проходит несколько месяцев. Звонят родители: «Когда сможешь приехать, дом посмотреть?» Дом оказался большим, благоустроенным и удобным. И он был в деревне. Хозяин работал в городе машинистом на железной дороге, а хозяйка сидела дома и мечтала о городской жизни. В деревне хозяйке было невыносимо скучно, она спала и видела себя в городе. А в городе в это время мы спали и видели себя в большом красивом благоустроенном доме с видом на речку и лес. Мы мечтали каждый о своем, и все это происходило в параллельных вселенных, но после разговора с батюшкой что-то случилось, и мы друг друга нашли. Когда владельцы дома узнали про нашу двухкомнатную квартиру, то немедленно захотели туда въехать и предложили обмен.

Спустя какое-то время я заметил на обоях небольшие крестики из папиросной бумаги. Оказалось, что сын бывших хозяев дома – священник, и он его освятил….

Оказалась всего в 9 км от города по прекрасному шоссе, на машине минут 15 вместе со светофорами. Земли как раз, чтобы всего хватало, включая китайские сливы и мамины розы, но недостаточно, чтобы превратиться в рабыню Изауру. Место красивое и тихое. Рядом – лес с прекрасной березовой рощей и река. В чистом, не загаженном лесу растут подберезовики, красноголовики, белые грибы и небольшие, с ладошку, грузди, а река красивая, и в ней водится рыба. В нашей деревне есть хорошая больница со всеми кабинетами, но без очереди. Прекрасный детский сад и школа-десятилетка. Современный спортивный клуб с кучей самых разных секций, от фитнеса-пилатеса до новой качалки и профессионального поля для мини-футбола. Все – бесплатно. В прошлом году открыли новый каток с теплыми раздевалками и бесплатными коньками. Почта, банк, четыре магазина с ассортиментом и ценами, как в городе.

В деревне поначалу тишина оглушала, а вежливость пугала

В деревне поначалу тишина оглушала, а вежливость пугала. Идешь по улице – дети с тобой здороваются. Взрослые уже стесняются, но тоже часто кивают. А дети здороваются всегда и со всеми. Так воспитаны. Мы поначалу пугались, а потом привыкли и стали жить как все. Здороваться со всеми, а не только с соседями. Наши соседи тоже из города, у них в Екатеринбурге четыре магазина. Сначала нас на пиццу приглашали, чай в саду под яблоней пили, а через год тишины не выдержали. От скуки сосед запил горькую, а потом баню поджег. Еле потушили. Дом они продали и вернулись поближе к суете и утреннему смогу. А мы живем и радуемся. И чем дольше живем, тем больше нравится.

Здесь даже время течет по-другому. Оно не суетливое и суматошное, а спокойное и радостное. И молитва здесь тоже другая – вдумчивая и неспешная. А куда торопиться, если у тебя все есть? И дом, и река через улицу, и слива под окном.

В деревне скучно тому, кто работать не любит. Тут без работы нельзя. Иначе тоска смертная. По совету соседей мы завели корову Маню. Уже к следующей весне Маня родила нам двойню. Маня была преданная, как собака. Бывало, идешь по берегу реки на рыбалку, навстречу стадо. Маня как тебя увидит, обо всем забывает и бежит за тобой.

В деревне скучно тому, кто работать не любит

Но вредная была, хоть святых выноси! Не захочет, чтобы ее доили – ни за что к себе не подпустит. Мама могла уговаривать корову часами. Та радостно слушала, млела, но доить себя не давала. Хорошо, соседи надоумили, как в таких случаях поступать. Корова не кошка, с ней нужна строгость. Вредной скотине подвязывают заднюю ногу и поднимают к балке или аккуратно берут за ноздри, и тогда она как шелковая, покладистая и послушная. Наша мама и сливки делала, и творог, и мягкий ароматный сыр.

Пока была жива бабушка, мы держали кур, чтобы в доме всегда были свежие яйца. Петуха завели породистого. Наш Петя был черным как смоль, грудь – огненно-рыжая с изумрудно-зеленым. Выходишь во двор – он бросается к тебе со всех ног. Одно крыло волочит по земле, голову откидывает и клокочет, как вскипевший самовар. Это значит: не могу больше без тебя, хозяин, – хочу на ручки! Протягиваешь руки – он на них запрыгивает и кладет голову тебе на плечо, чтобы ты гладил ему шею. Это для него самое большое удовольствие. А потом он спрыгивает на землю и начинает тебя охранять. И тогда все остальные питомцы прячутся по углам и носа не кажут. Наш огромный Рей из милицейского питомника прятался от него в конуре, а кот отправлялся мышей ловить. Одним ударом своих острых, как бритва, шпор Петя мог разрубить сразу до кости. Ты в огород, он в огород. Ты на веранду, и он на веранду. Ты в магазин, он в магазин. Чужих людей он игнорировал. Считал ниже своего достоинства с ними общаться. А от нас ни на шаг не отходил. Потому что мы – свои, наши. Каждое утро нас будил с утра пораньше. Потому что кто рано встает – тому Бог подает.

Нашего кота Степу за его веселый нрав мы все любим. А еще он – прекрасный дегустатор.

Мы даем ему пробовать молоко, сметану, колбасу и сосиски, которые приносим из магазина. Он безошибочно определяет, какие из них несъедобные. И мы их больше уже не покупаем. Кроме мамы, он любит соседских кошек, мышей и птиц. Кошки приходят к нам со всей округи, рассаживаются на крыше и ждут, когда он выйдет. Птиц он всегда приносит маме, отчего она приходит в тихий ужас. А мышей складывает под крышей на бане. Там у него их штук сорок уже лежит. И он их охраняет. Но при всех своих достоинствах Степе до кота Василия, доставшегося нам вместе с домом, далеко. Когда мы привезли из питомника нашего пса Бима, тому было около месяца, и он умещался на ладони. И наш Василий был ему за маму и за папу. Вылизывал его, играл с ним и воспитывал как мог. Вечером уходил, а утром возвращался с огромной крысой в зубах. Маленький Бим выкатывался на крыльцо – а там крыса. При виде крысы Бим громко тявкал, прижимал уши и пятился. Но сзади стоял Василий и лапой подталкивал его обратно. Затем переворачивал крысу самой выгодной стороной к щенку, показывая, что бояться ее нечего. И так продолжалось, пока Бим не начал бесстрашно играть крысой, как мячиком.

Еще у нас жили овечки и Бяша. Овечки – суетливые и бестолковые, а Бяша – большой и умный породистый баран. Он охранял свое маленькое стадо, как пограничник границу. Стоило появиться соседскому коту или собаке, Бяша наклонял низко голову и бросался на него, как танк. Когда дело касалось родного стада, для него не было ни своих, ни чужих. Страшно, когда на тебя летит огромный мощный баран. Но стоило выставить ногу или палку, Бяша тут же останавливался, становился снова маленьким и добрым, вилял хвостом и просил сахара. Сейчас Бяша где-то в Казахстане, а корова Маня – в детском доме. Когда мы в деревню приехали, здесь было стадо голов 250. А сейчас коровы четыре на всю деревню. Потому что скотина в российской деревне – это очень дорогое удовольствие. Сено стоит таких денег, что караул! Вместо скотины у сельских жителей теперь разные иномарки. Зато на месте старых коровников у нас теперь современный птицесовхоз, где выращивают цыплят для птицефабрик. Все местные там работают. Зарплаты – как в городе, а ездить никуда не надо. Каждый месяц сюда приезжают иностранцы: немцы, голландцы, поляки. Обмениваются опытом и русской природой наслаждаются. Очень им у нас нравится.

Вы бы прошли мимо плачущей, как ребенок, косули?

А весной по вечерам на другом берегу реки у нас косули ревут. Самцы сражаются за самок, дерутся и ревут на всю округу. В наших краях их много. Зимой, когда мы гуляем с Бимом, иногда мы их встречаем. Косуля выкапывает себе лежку под сосной и там спит, а тут мы идем. Бим даже залаять не успевает, как только ее и видели. Как-то раз я даже одну из петли вытащил. Петля – это такое изуверское приспособление, которое браконьеры ставят на тропе, где косули ходят. Она сделана из гибкой и прочной железной проволоки, которую привязывают к дереву и растягивают на тропе. Косуля попадает головой в петлю, петля падает и затягивается у нее на шее, она задыхается и умирает. Как-то раз на прогулке вдруг слышу, где-то в кустах маленький щенок плачет. Жалобно так. Смотрю, а это не щенок, а косуля в петле бьется. Вы бы прошли мимо плачущей, как ребенок, косули? И я не прошел. Перекрестился и пошел вытаскивать. Сколько мы с ней бились, чтобы ее освободить, не помню. Она мне ногу и ребра чуть не сломала, но после молитвы святителю Николаю позволила себя освободить. Красивая, просто чудо! Шерсть темно-коричневая, шелковая, в белых пятнах. Глаза черные с большими ресницами. А на голове маленькие аккуратные рожки. Вильнула белым задом и пропала, словно ее и не было.

А вот храма в нашей деревне нет и никогда не было. Но мы не унываем, мы молимся, чтобы хотя бы молельную комнату открыть, и в город на службы ездим. Мне наши храмовые бабушки, которые еще до войны в храм ходили, говорят, что храм начинается с молитвы. Будет – будет храм. А зачем он тогда нужен, если никто молиться не будет?

Все верующие друг друга в лицо знают и, когда на литургию утром едут, приветливо на остановке раскланиваются. Не только старики ездят на службу, молодые тоже. Мой товарищ Сергей в моем родном Покровском работать устроился. Там сейчас масштабная реконструкция, и мастера ой как нужны. А у моего друга руки золотые, он и по железу, и плотничать, и строить умеет. А работы найти не мог. Маялся-маялся, да и устроился работать в храме. И теперь на неделе работает, молится, а по выходным с дочкой на службу ездит. А наш прихожанин дядя Саша пчел разводит. И когда приходит время сбора, всем верующим бабушкам за копейки продает. Он сам пенсионер, знает, как бабушкам сейчас тяжело. А лучшую банку меда, в которой собирается сбор со всего года и со всех цветов, считающийся самым целебным, он относит в храм Христа ради.

Как-то вечером готовил чахохбили из свинины. Мама должна была приехать на следующий день, и я отложил ей в чашку и поставил в холодильник. Утром отец, собираясь на работу, открывает холодильник: «Матери?» – «Матери!» Стал сосиски варить. Брат приехал на обед, пожарил себе яичницы с колбасой. Невестка вернулась с работы голодная, пельмени сварила. Приезжает мама, идет на кухню. Зовет ужинать. На столе для меня разогретое блюдо с чахохбили. Я говорю: «Мам, это же для тебя!» – «Спасибо, сынок, я творожку и бутерброд с сыром покушала. А мясо тебе оставила!» Так и живем. Деревенские...

Основные вопросы ухода в общины

В этой статье мы попытаемся изложить наш скромный опыт и его анализ, понимая всю ограниченность нашего ума и возможностей. Просим всех, кто прочтет её, высказывать свое мнение по разбираемым вопросам, делиться опытом. Пишите на этом сайте в комментариях или в нашей группе Вконтакте http://vk.com/club107629594 в комментариях под записью от 6 апреля.

  1. Кому нужно читать эту статью?

Она предназначена только для православных христиан, считающих, что нынешнее время имеет большое сходство с описанием предантихристового времени в Библии, и что в это время лично для них возможным путем спасения души может оказаться уход из городской среды и организация жизни более правильным и надежным способом.

Под словами «для православных христиан» имеем в виду воцерковленных не менее 3-х лет, регулярно приступающих к Таинствам, соблюдающих все однодневные и многодневные посты, хорошо знающих текст Нового Завета и Катехизис, соблюдающих заповеди Христовы людей, причем старше 20 лет. (Молодежь, не обижайся! Ваши отсутствие опыта и незрелость решений со временем пройдут.)

  1. Зачем организовывать общины?

Причинами считаем следующее:

а) община – наиболее естественный способ жизни для христиан; создавать общины благословляли многие подвижники XX века (см. );

б) тем, у кого большая дружная православная семья, вполне возможно выжить в деревне и одной этой семьёй; для одиноких же, слабых, бедных это будет очень трудно, а в общине – вполне возможно;

в) на данный момент не все даже воцерковленные люди понимают, что в городах выжить будет очень сложно; а когда это станет очевидным, начинать собираться в деревню будет уже поздно, к тому времени хорошо бы иметь на Руси устойчивые общины и опыт жизни в природе.

г) если Господь пошлет Царя Православного, то и ему будет помощь от уже сложившихся общин, ведь землю-то обрабатывать нужно будет, и выживать в военных условиях, да и крепкие воины не помешают (а не изнеженные горожане).

  1. Кто уходит в общины?

Повторим, что речь в нашей статье только о воцерковленных православных. Среди них есть люди, считающие, что нельзя оставить святыни, находящиеся в городах, или что «закваска» и «соль мира» должна присутствовать везде, и в мегаполисах тоже. Скорее всего, они правы. Если и действительно имеют намерение положить свои жизни на это достойное дело, а не прикрывают столь высокими словами своё нежелание потерять городской комфорт или страх отказаться от электронных документов.

В конце концов, только Господь решает, где кому Он благословит жить и умереть. Кто-то сейчас собирается остаться в городе, а окажется в лесу, а кто-то изо всех сил стремится в деревню, но Бог оставит его в городе. Как говорит пословица, человек предполагает, а Господь располагает (всё и всех по своим местам).

Уточним также, что мы имеем в виду мирские общины, не дерзая рассуждать об особом пути монашествующих. Однако если сбудутся наихудшие предположения, и насельников монастырей, как и белое духовенство с семьями, станут принуждать перейти на новый стиль, служить на русском языке, пользоваться банковскими картами, вживлять чипы и т.д., то мирские общины должны быть готовы принять и монахов. Надеемся всё же, что монашествующие лучше нас понимают эту опасность и готовятся к ней так, как им внушает Господь.

Что же касается приходских семейных батюшек, то им в таких обстоятельствах придется, возможно, сложнее всех, т.к. у них много деток, место служения они не выбирают, материально зависят от епархий. Сейчас почти никто из них не решается уйти в общину, но надеемся, они также как-то обдумывают своё положение.

  1. Возраст уходящих в деревни.

Среди народа Божия, готовящегося к возможным трудным временам, есть люди разного возраста. Начнем со старших, кому около семидесяти и выше. Они знали об апостасии, усиленно молились, встречались со святыми исповедниками ещё в прошлом веке, когда некоторых современных «вконтактников» ещё на свете не было. Они живут без паспортов РФ, ИНН и проч., имеют большой опыт церковной жизни, помнят голодные послевоенные годы, своё деревенское детство – словом, могут очень многому полезному научить тех, кто помоложе. Некоторые из них имеют дома в деревне, некоторые собираются доживать в городах как Бог даст, но при наличии общины могут перебраться и туда. Они уже умеют молиться! Но, конечно, они не сидят в интернете, поэтому искать их надо в живой реальности.

Люди 50-60 лет ещё имеют силы для физической или организационной работы и уже имеют опыт церковной и молитвенной жизни, общий жизненный опыт, в том числе дачный. Они не обременены маленькими детьми, это плюс, но зачастую имеют проблемы со здоровьем. Могут жить в деревне постоянно, следить за хозяйством, заниматься с детьми общины, когда более молодые её члены вынуждены зарабатывать в городе. Немногие из них являются «опытными юзерами», поэтому им надо помочь, если они хотят искать общины через интернет. Бывает, что их дети не разделяют их взглядов, поэтому им нужны помощники из воцерковленной молодежи.

В возрасте 30-40 лет есть две различные категории мирян: семейные и несемейные.

Труднее всего православным семьям, имеющим несколько детей. Мама обычно не работает, отцу приходится кроме заработка искать и приработок; даже финансово очень трудно сдвинуться с обжитого места. Не говоря уже о «привязке» к школе, поликлинике и т.п. Да ещё и бабушки-дедушки при разговорах о деревне хватаются за сердце и чуть ли не к шантажу прибегают. (Однако примеры таких семей, перебравшихся в деревню, есть! - ) С другой стороны, именно забота о правильном воспитании детей и сохранении их вне тисков антихристовой системы и делает такие семьи настойчивыми и смелыми при поисках «выхода из города».

Несемейные люди такого же возраста при выборе общины должны определиться: возможен ли для них брак, если встретится подходящая «половинка», или они уже ни при каких обстоятельствах семьи не создадут. При втором варианте можно уходить в общину в более суровых условиях, а если возможен брак и дети – надо подыскивать общину с детьми.

Если собственные родители – воцерковленные, но по какой-то причине не уходят с вами, необходимо их благословение, их молитвы о вас. В любом случае нельзя оставлять в городе одиноких стариков, если они нуждаются в вашей помощи, даже если это закоренелые безбожники. Заповедь о почитании родителей обязательна! В противоречивых ситуациях надо усиленно молиться о вразумлении, как поступить, а также советоваться с духовником, если он имеется.

Молодежь 20 с лишним лет также подразделяется на 2 категории. Первая – это дети воцерковленных родителей, выросшие в Церкви, имеющие понятие о послушании. Они согласовывают свои поступки с родными, уезжают из города вместе с ними либо по их благословению. Вторая категория – молодежь, увлёкшаяся идеями антиглобализма, национализма и т.п., но не имеющая опыта церковной жизни, зачастую даже не открывавшая Нового Завета, однако называющая себя православной. Таким ребятам необходимо духовное руководство и воцерковление, помощь старших христиан, иначе их «уход в общину» приведёт их либо в секту, либо в духовное обольщение, либо они снова вернутся в мир городских страстей. И, конечно, для молодежи этого возраста также важен вопрос о возможности брака.

  1. Вступать ли в брак?

Есть мнение, что сейчас уже не время вступать в брак и рожать детей. Однако нам не встречались такие высказывания опытных духовников. Возможно, кому-то лично какой-то старец так благословлял, видя способность этого человека к христианскому безбрачию. Но это не является рекомендацией для большинства молодежи. Почему?

Во-первых, и в прежние то времена такой подвиг мало кто мог понести, это особое духовное призвание, люди для этого шли в монастыри под опытное руководство. Поэтому ошибочны предположения некоторых юношей и девушек жить в общине в безбрачии, либо вступить в брак, чтобы жить «как брат с сестрой». Есть опасность впасть в тяжкие грехи. Молитесь, чтобы поступить по воле Божией. Если уж Господь не захочет вашего брака, то и не даст невесты (жениха), либо не даст детей в браке. А общим правилом является заповедь плодиться, размножаться и наполнять Землю.

Во-вторых, мы предполагаем, что близятся очень трудные времена, но не знаем этого точно. Возможно, Господь отодвинет их ещё на десятилетия, и рожденные сейчас младенцы успеют возрасти в вере и стать воинами Христовыми и опорой для родителей в их старости.

В-третьих, христианская семья – это школа любви, труда, терпения, ношения немощей ближних, то есть это спасительный путь. Женщины спасаются чадородием, если живут в вере и чистоте. Как раз в деревне и мужчины могут стать настоящими «патриархами», а в городе они часто «не у дел», не умеют нести ответственность и за себя одного, не то что за жену и детей.

Однако всё вышесказанное относится только к молодежи, ранее в браке (в том числе незарегистрированном) не состоявшей, хранившей себя в чистоте. А если брак уже был, но распался по какой-то причине, то вторичный брак редко благословляется. Кто женится на «пущенице» - прелюбодействует, ведь есть и девицы. А девица вряд ли пойдет за «видавшего виды».

Ситуации со вторым браком решаются с опытным духовником; если речь об общине – то с духовником этой общины. Нужно помнить, что в таком браке могут быть большие проблемы, в том числе с детьми, которые в нем родятся. А если дети приведены в новую семью, а у них есть где-то неотказавшийся от них родитель, то он, либо его родители, «имеют право» отобрать ребенка, используя механизмы ювенальной юстиции.

Так что если есть «грехи молодости», то лучше оставаться одному и нести за них епитимью.

6. Как быть с невоцерковленными?

Очень распространённая и очень тяжёлая ситуация: человек (может быть ваш супруг или супруга) ничего знать о Боге не хотел, заповедей не исполнял, со своими страстями не боролся; а недавно узнал о надвигающейся системе тотального контроля, об опасности превратиться в управляемого кем-то киборга… Шок. Что же делать? Где спрятаться? Может, у православных в общине? Что-нибудь им там покопать, построить, денег дать… Так и спасти свою жизнь и жизнь детей. Человек, к сожалению, не понимает, что православные спасают не временную свою жизнь, а безсмертную свою душу. И что для этого необходимы истинная вера, глубокая молитва, понуждение себя к посту, исполнению заповедей, знание Священного Писания и Предания Церкви, церковной истории, обихода и т. д. Этому посвящают годы жизни. Влиться в общину таких людей непросто, жизнь с ними будет полна искушений. А человек этот даже не понимает значения слова «и скушение». Что же он делал всю жизнь? Храмы давно открыты, любая литература доступна. Почему не хотел вспомнить о Создателе своём, о Его законах? Сам вогнал себя в труднейшую ситуацию. Что ему делать? Есть ли надежда на спасение?

Надежда есть. Но этот человек должен решиться на подвиг: в кратчайшее время полностью изменить свою жизнь. Без правильного духовного руководства это невозможно. Молиться и искать пастыря, попытаться как можно быстрее овладеть всем духовным опытом Церкви.

Если же такого настроя в человеке не обнаружится, то и община для него не станет местом спасения. К величайшему сожалению, некоторые наши близкие, отказываясь от Церкви Христовой, идут путём погибели.

7. Как обрести общину?

Всем, кто задает себе такой вопрос, надо хорошо понимать, что это очень трудно. Без постоянной молитвы об этом ко Господу обрести серьезную православную общину (не секту!) невозможно. Иначе вы либо вообще в неё не попадете, либо не задержитесь там надолго. Молитва во всех делах – на первом месте, тем более в делах такой важности. Понуждайте себя к молитве; причем во всех просьбах не забывайте: «Но не как мы хотим, Господи, а как Ты; да будет на всё Твоя Святая воля, а не наша неразумная».

Во-вторых, надо хорошенько обдумать свои обстоятельства и возможности, обсудить своё намерение с духовником (если нет духовника – со священником, который не отрицает огульно возможность жизни в общине, такие батюшки есть).

Прежде всего, обдумайте свои обязательства перед родными, если вы намерены их покинуть (перед престарелыми родителями, бабушками или дедушками, если у них из ближних только вы, перед тяжело больными братьями, сёстрами, взрослыми детьми). Если вы оставите такого человека без попечения, это будет преступлением не только перед Богом, но и с точки зрения гражданского права. В такой ситуации вы либо забираете их с собой (если они согласны), либо остаетесь с ними. Сообразно с этим ищете общину, где возможно будет жить с таким человеком.

Невзрослых детей (до того, как они обзаведутся постоянной работой и/или собственной законной семьей) оставлять в наше время без попечения также нельзя. Возраст 18-25 лет – это время, когда молодежь только встает на ноги, и ответственные родители должны помочь не только молитвой, но и посоветовать, научить, пристрожить – то есть быть рядом. Наилучший вариант – это единомыслие детей и родителей, совместный поиск путей выхода из города.

Само собой, нельзя уехать от законных супругов и малолетних детей. Если было допущено разрушение семьи, что является большим грехом, то детям лучше жить с православным родителем, то есть их надо постараться взять с собой; а ещё лучше примириться и восстановить семью. Если это невозможно, то вряд ли будет верным решением уехать без детей, т.к. надо встречаться с ними как можно чаще и растить их в православной вере. Такие тяжелые ситуации решаются с духовником индивидуально.

Когда вы определитесь, с кем вы должны ехать, станет ясно и то, какой тип общины вам подойдет, и то, как далеко вы сможете уезжать (то есть определится география поиска). После проработки данных интернета и опроса всех, кто может что-то знать об общинах в интересующем вас регионе, надо ехать туда и посещать подходящие вам места (насколько позволят ваши средства, силы, время), знакомиться с людьми, выяснять реальную ситуацию. Даже если у вас нет сведений ни об одной общине в этом регионе, всё же можно поговорить с людьми в храмах (начните с тетушек за ящиком), потом поймете, с кем из батюшек можно посоветоваться; пораспросите народ на крестных ходах, у местных святынь, источников и т.п.

Вы поймете, что общин ОЧЕНЬ МАЛО и условия жизни везде непростые. Не каждой общине и вы (ваша семья) подойдете. Но если будет на то воля Божия, то, приложив серьёзные усилия, подходящий вариант вы найдете. Необходимо соразмерять свои силы и не гнаться за несбыточными мечтами. Финансовая сторона не так важна, как молитва, продуманность и настойчивость в поиске (о финансах чуть позже).

Но очень может статься, что готовой общины вы не найдете. Тогда есть 3 пути: либо поселиться там, где живет хотя бы одна семья ваших единомышленников; либо искать верных людей и с ними создавать общину с нуля; либо искать подходящее место, там обустраиваться и молиться, чтобы Бог дал со временем соратников, которые присоединятся к вам.

8. Контуры общины

Сколько человек?

Можно уезжать вдвоем-втроем, одной семьей, это уже хорошо. Но общиной логичнее считать группу более 4-х взрослых, оптимально 7-12 человек в целом. Тогда часть может всегда находиться в деревне, часть – выезжать на заработки; кто-то болеет или в немощи, а кто-то за него работает. Очень большая группа в одном месте быстро привлечет к себе ненужное внимание. Лучше нескольким небольшим общинам поселиться поблизости и поддерживать связь и взаимопомощь.

Какие люди?

Прежде всего – люди одного Духа (об этом чуть позже). Как представляется, семьям с детьми лучше объединяться с такими же семьями; мирянам без детей – с бездетными же; одинокие могут примкнуть как к семьям, так и к несемейным. Причина такого разделения в том, что с детьми возникает целый ряд проблем, неактуальных для бездетных (и дети могут поэтому восприниматься ими как помеха). Но на деле может так и не получиться.

Насколько в глушь?

Это зависит, во-первых, от опыта людей и, во-вторых, от количества связей, которые всё ещё соединяют их с системой. Незнакомые с деревенской жизнью горожане, конечно, не смогут сразу перебраться в отрезанную от цивилизации деревню, тем более в лес. Надо максимально подробно представить себе будущую жизнь. Для большинства сначала возможна только удаленная деревня с электричеством, хоть какой-то дорогой, мобильной связью, соседями. Для некоторых – и это слишком сложно, особенно для семей с детьми, им подойдет село с магазином, школой, асфальтом.

Это всё равно гораздо лучше, чем остаться в городе. Особенно, если есть связь с более удаленными общинами. А к лесу, палаткам и землянкам привыкать постепенно, живя в деревне, которая удалена от крупных городов и дорог.

В каком регионе?

Там, где есть горы или леса, в которых можно при необходимости укрываться. Это в идеале. А в реальности – там, где у вас есть возможность. Многие не могут уехать очень далеко от того места, где живут сейчас. Тогда надо выбирать наиболее удаленные, безлюдные и лесистые места вашего региона.

9. Главный вопрос – духовная жизнь общины

Община – часть Церкви Христовой, и должна быть связана с ней общей молитвой и Таинствами. Нужен храм и место для общей домашней молитвы. Нужен священник, не отпавший от Церкви Христовой. Вот это в нынешнее время очень трудный вопрос – какого пастыря община будет считать стоящим в Истине. Здесь у членов общины не должно быть разделений, иначе она распадется. Понятно также, что на все общины не наберется пастырей, которые могли бы жить там постоянно. В какие-то общины священник будет регулярно приезжать (стараниями этой общины), а кому-то придется ездить (ходить) в храм или к пастырю на службы.

Ежедневно должны совершаться малые крестные ходы возле своих хозяйств, совместные хотя бы краткие молитвы, чтение Св. Писания, житий – по возможности общины и благословению пастыря.

Несомненно также, что постоянно будут искушения – как извне, так и внутри. Без крепкой веры, постоянной связи с духовником общины, навыка обуздания своих страстей, умения просить прощения и прощать, терпеть немощи ближних – без всего этого община не устоит. Поэтому желательно узнать побольше о жизненном и духовном опыте тех, с кем вы собираетесь жить вместе, заранее. Не стесняться спрашивать и рассказывать о себе (не всё подряд, а существенные вещи). Это не любопытство, а необходимый этап подготовки к жизни в общине.

Для устойчивого существования общины в ней должны быть иерархия, распорядок жизни и дисциплина, распределение обязанностей. Необходим и понятный всем способ принятия решений. Естественна возрастная иерархия, но нужны и старшие по духовному опыту. Это, конечно, священник, окормляющий общину, и «костяк» из 2-3 человек, которых уважают и слушаются остальные. Организовать такое устроение очень важно и очень сложно, без помощи Божией и совместной молитвы невозможно.

10. Финансы и хозяйство

Чтобы разобраться, как вести хозяйство общины, нужно четко понять, во-первых, к чему мы стремимся, и, во-вторых, из чего мы исходим на данный момент.

Стремимся мы к полной независимости от системы, но это в идеале. Замкнутое, полностью себя обеспечивающее натуральное хозяйство невозможно в наше время. К тому же мы не знаем точно, как будут развиваться события в стране. Поэтому целью надо считать создание такого хозяйства, которое позволит выжить в условиях экономической разрухи. То есть обеспечить наличие питьевой воды, разумной пищи (белки, жиры своего производства), жилища, обогрева, одежды, обуви. Плюс инструменты для получения всего этого, семена, экстренные лекарства. И всё для богослужения.

Вот это и приобретаем в первую очередь как минимум на один год вперед, а лучше – надольше. Имеющиеся денежные средства (у семьи или общины) сначала тратим на покупку (или ремонт) жилья, печки, колодца, запаса семян, лекарств, продуктов, инструментов, транспорта, животных, пасеки. На всё, конечно, не хватит, поэтому те, кто может эффективно зарабатывать, продолжают зарабатывать деньги для общины (в ближайших поселках, городках; для этого можно снимать там жильё при необходимости; из больших городов уходим однозначно). Исключения составляют только семьи со школьниками – им придется, возможно, ездить в школу на экзамены.

Исходить же вначале надо из имеющихся у группы (или одного человека) возможностей. Если нет совсем ничего – надо прибиваться к уже живущим в деревне единомышленникам и отдавать им свой труд или текущую зарплату (за кров и стол). Если есть накопления или то, что можно продать, - покупать домик, можно вскладчину. Есть вариант занять пустующий дом в удаленной деревне и молить Бога, чтобы хозяева не объявились. Или взять домик в аренду, по расписке. Но такие варианты больше подходят для бездетных. Также тут возникает вопрос документов и оформления дома и земли, регистрации детей для школы.

Для собственных нужд необходимо выращивать (и собирать) те растения и животных, которые обеспечат питание в зимне-весеннее время (начиная с наименее трудоёмких и неприхотливых). Для заработка (продажи) лучше пробовать животноводство, пасеку, сбор грибов-ягод, заготовку сухофруктов и квашений. Но это если есть достаточно рабочих рук.

Работа вне деревни.

Хороший мастер или специалист всегда найдёт себе работу в наше время (если он умеет что-то, что действительно нужно людям) даже без официального оформления на работу. Печник, столяр, автомеханик, медсестра, репетитор и т.д., даже опытная няня – могут зарабатывать для общины наличные деньги, пока они ещё в ходу. А как исчезнут – тогда по обстоятельствам, либо натуральный обмен, либо в лес. Об этом говорить пока рано.

Кто не обладает такими умениями, тот работает в деревенском хозяйстве общины.

Конечно, для ведения обобществленного хозяйства нужно доверие друг к другу, умение ценить любой труд, не завидовать, довольствоваться малым. Искушений и «разборок» не избежать, и к этому надо быть готовым.

11. Вопрос документов

Мы стремимся выйти из антихристианской системы, избежать её образа жизни; также не пользоваться банковской системой, запрещённой Богом, и электронными документами. Хотим сохранить своё христианское имя, не дойдя до того, чтобы обозначать себя номером. Кто-то уже не пользуется всем этим, кто-то только имеет такое намерение. Если оно твердое, то надо продумать все шаги, чтобы быстро приобрести дом и всё необходимое и развязаться с банками и эл. картами, ИНН, СНИЛС. Чтобы платить налоги, кто-то из общины должен оставить необходимые документы. А если вы готовы занять пустующий дом и жить без электричества, то ещё проще. Но этот вариант не подходит для семей с детьми, т.к. над ними нависает ювеналка. Поэтому в каждом случае надо действовать по-разному, стремясь, конечно, к минимальному общению с системой.

Регистрироваться ли в деревне?

Лучше нет, оставив городскую прописку. Но если вы продали там жильё, или хотите отдать ребенка в сельскую школу поблизости – то регистрироваться придется. Здесь уж решать надо по конкретным обстоятельствам. Главное – твердое намерение постепенно ослаблять зависимость от города. Не у всех получиться порвать все одним махом. Нужно каждому молиться о вразумлении, каким путем Господь поведет именно его, его семью. Общинный же образ жизни и в этом вопросе дает больше возможностей для маневра. Но только при условии, что община пребывает в Духе Истины. Да поможет Господь всем обрести правильный путь, истинных пастырей, братьев и сестер для совместного спасения в это трудное время!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: