Правовое регулирование перевозок туристов различными видами транспорта. Приобретать новый жизненный опыт и чувствовать себя при этом в безопасности - это одна из важнейших потребностей человека

Федеральное агентство по образованию

Уфимская государственная академия экономики и сервиса

Кафедра Туризма и гостеприимства

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Правовое обеспечение в СКСТ»

на тему: «Правовое регулирование транспортных услуг в сфере туризма».

Выполнила: студент гр. СД-21

Зааманов А.З.

Проверил: доц. Расулев А.И.

Введение...................... .............................. .............................. .............................. . 3

  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок…………...…………6

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

  1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………..... .............................. ...….15
  2. Перевозочные документы……….………………………………………. 18

внутренним водным транспортом.………………...………………….. 33

Заключение…………………………………………………… …...…………….37

Введение

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.

Перевозки пассажиров (туристов) осуществляются различными видами транспорта – воздушным, наземным, водным. Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей. Все виды транспортных систем преследуют одну главную цель – наиболее полное удовлетворение потребностей путешественников при реализации услуг по перевозке.

Транспортное обслуживание базируется на правовой основе, закрепленной в законодательных документах, разработанных:

  • различными международными транспортными организациями;
  • национальным законодательством стран;
  • внутренними правилами самих перевозчиков.

Особого внимания требуют различные стороны транспортного обслуживания при реализации международного туризма. Расширение границ международного сотрудничества в сфере путешествий вызывает необходимость постоянного совершенствования норм и правил осуществления таможенного, пограничного и санитарного видов контроля.

Важным вопросом при осуществлении перевозок является безопасность, которая подразумевает соблюдение правил эксплуатации подвижного состава, профессиональную и слаженную работу различных служб, обеспечивающих движение транспортных средств, соблюдение правил поведения самими пассажирами, использование экологически чистых видов транспорта.

Целью данной курсовой работы является изучение роли транспортного обслуживание в сфере туризма. Актуальность данной темы связана с тем, что перевозка организованных групп туристов имеет ряд особенностей, связанных с работой маршрутов, заказом билетов, размещением на транспорте, реализацией программ туров, поэтому туристическим фирмам приходится налаживать контакты с транспортными компаниями.

Многие проблемы, связанные с транспортным обслуживанием туристов, могут и должны решаться турфирмами, другие же имеют глубокие корни, уходящие в сферу деятельности перевозчиков. Понимание этих проблем должно помочь будущим специалистам в области турбизнеса правильно и грамотно организовать свою работу при создании и продвижении турпродукта.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом

Главной особенностью воздушного транспорта, которая отличает его от других видов транспорта, является скорость перевозки, учитывающая все время, которое необходимо затратить пассажиру от момента выезда из пункта отправления в пункт назначения. На коротких расстояниях (до 500 км) железнодорожный и автомобильный транспорт имеют явное преимущество перед воздушным за счет значительно меньшего времени на наземное обслуживание. Однако при возрастании расстояния перевозок пассажиры отдают предпочтение воздушному транспорту.

Воздушная линия - это постоянный маршрут регулярных полетов самолетов между населенными пунктами, обеспеченный наземным оборудованием для обслуживания полета.

Технические средства воздушного транспорта составляют аэропорты, аэродромы, самолетный парк, средства управления воздушным движением и обслуживания самолетов и пассажиров.

Аэропорт - это предприятие, осуществляющее прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полета воздушных судов. Для выполнения своих функций аэропорт имеет аэродром, аэровокзал, различные наземные сооружения и оборудование.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, национальные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов.

Авиация подразделяется на тран спортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Авиация общего назначения - она обеспечивает как общепринятые, так и специальные услуги и может быть подразделена на шесть категорий:

1) Воздушные такси, оперирующие как чартеры. Это могут быть специальные самолеты в аэропортах.

  1. Самолеты принадлежащие предприятиям и фирмам для перевозки производственного персонала.
  2. Частные самолеты для бизнеса и путешествия.
  3. Спортивные самолеты.
  1. Правовое обеспечение междунаро дных перевозок

Основными документами, регулирующими международные перевозки, являю тся международные глобальные и двусторонни конвенции.

Одним из правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская « Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая 12 октября 1929 г. В этом нормативном акте даны:

Определение международной воздушной перевозки;

Порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному транспорту;

Основные перевозочные документы, подтверждающие договор на перевозку;

Порядок ответственности перевозчика;

Порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции.

Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г.

Основными документами, регулирующими авиационные перевозки по территории России, являются:

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. N 82 г. Москва "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"

Важным пунктом Варшавской конв енции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также

    • «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго,1944г.) ;
    • «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго,1944 г.);
    • Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим,1952 г.);
    • Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.) и др.

Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространстве были созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии международного авиационного сообщения. К наиболее значимым организациям относятся Международная организация гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization) и Международная ассоциация воздушного транспорта IATA (International Air Transport Association).

2.Авиационные перевозки в России

В последнее время в нашей стране получил большое развитие авиационные туристские перевозки, путешествия. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Услугами отечественного воздушного транспорта пользуются свыше 120 млн. пассажиров внутри стран СНГ и около 6 млн. - за рубежом.

Являясь составной частью мирового воздушного транспорта, наш авиатранспорт способствует развитию политических, экономических и культурных связей между народами и государствами. Самолеты "Аэрофлота" выполняют полеты в 132 пункта 103 государств.

Совет по гражданской авиации в нашей стране был создан 9 февраля 1923 г. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. - "Аэрофлот". В 1964 г. создано Министерство гражданской авиации.

"Аэрофлот" - крупнейшая российская авиакомпания, имеющая статус

национального перевозчика, выполняющая почти две трети объема международных авиаперевозок. Общее количество международных аэропортов в России - 48.

В ноябре 1970 г. СССР стал равноправным членом Международной организации гражданской авиации (ICAO), а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.

В 1991 г. была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей ассоциации является формирование в России единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.

В целях проведения активной промышленной и внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент Российской Федерации 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения, Российский авиационный консорциум. Основной целью создания такого консорциума является формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.

В состав Российского авиационного консорциума вошли следующие акционерные общества:

Краткое описание

В последние годы одно из главных мест в экономике большинства стран стала занимать индустрия туризма. Продукт, производимый ею – турпродукт, включает большой и разнообразный комплекс услуг и товаров, которые могут потребляться людьми при путешествиях. Транспортные услуги являются составной частью содержания турпродукта. Эти услуги оказывают существенное влияние на качество турпродукта.
Востребованность разных видов транспорта для туристких перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и жизненного уровня людей.

Глава I. Перевозки туристов воздушным транспортом…………….………….5

Правовое обеспечение международных перевозок…………...…………6
Авиационные перевозки в России……………………………...……...…8
Регулярные и чартерные рейсы………………………………..………...10

Глава II. Обслуживание туристов железнодорожным транспортом…….......15

Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом…………………….……………......................................….15
Перевозочные документы……….……………………………………….18

Глава III. Автомобильный транспорт………………………………………….19

Правовые основы перевозки пассажиров
автомобильным транспортом……………………………………………19
Концепции развития автомобильного транспорта РФ до 2010 года, разработанной НИИАТ Минтранса России…………………….……...22

Глава IV. Перевозка туристов водным транспортом……………...…….....…28

Правовые основы регулирования перевозок
пассажиров морским транспортом……………………………………..28
Правовые основы регулирования перевозок пассажиров
внутренним водным транспортом.………………...…………………..33

Заключение………………………………………………………...…………….37

Список использованных источников и литературы………………………….39

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.

Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, т.к. они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут.

При этом международные правовые документы охватывают следующий круг вопросов:

  • - инфраструктура
  • - дорожное движение
  • - требования к автотранспортным средствам
  • - условия работы экипажей транспортных средств
  • - налоговое обложение
  • - перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры
  • - перевозка специфических категорий грузов

В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973г. Согласно КАПП общая сумма возмещения , которая должна быть выплачена пострадавшему в связи с нанесением вреда его физическому или психическому здоровью, ограничивается суммой 250,000 швейцарских франков. В Конвенции предусмотрены статьи по предъявлению претензий и исков. Приложение к Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств - участников СНГ» регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.

Под регулярной перевозкой понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.

Нерегулярная перевозка - это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.

Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые челночные перевозки - повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно.

Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. Такие соглашения Россия имеет с Азербайджаном, Австрией, Албанией, Арменией, Беларусью, Болгарией, Великобританией, Германией, Грецией, Грузией, Ираном, Италией, Кипром, Китаем, Латвией, Литвой, Молдовой, Монголией, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словенией, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швецией и Эстонией.

К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок , относится «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15.11.1975г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991г.).

Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению , следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 08.11.1968г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968г.); «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 01.03.1973г.).

Кроме того, существует ряд документов с изложением требований к внешнему и внутреннему оборудованию автотранспорта.

Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках.

В Российской Федерации принят ряд нормативных актов, с одной стороны, входящих в национальную законодательную базу в сфере автотранспорта, а с другой стороны, определяющих правовые нормы в международном автомобильном сообщении. К таким документам относится Федеральный Закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (от 09.07.1998г.). Этот документ регулирует ряд правил, которые должны выполняться российскими и иностранными перевозчиками в международном сообщении.

С целью усиления требований к безопасности движения Правительством РФ 03.08.1996г. было принято постановление «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом».

Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» предусмотрено введение сборов за проезд по автодорогам России в случае введения иностранными государствами сборов за проезд по их территории.

При осуществлении перевозок автомобильным транспортом во внутреннем сообщении также существует целый ряд документов, регламентирующих условия пассажирских и грузовых перевозок.

Основным нормативным актом здесь является Устав автомобильного транспорта РСФСР (от 08.01.1969г. с последующими изменениями в редакции постановлений Совета Министров РСФСР 1969, 1974, 1980, 1988 и 1991гг.).

Одним из важных правовых документов, касающихся внутренних автоперевозок, является Закон РФ «О безопасности дорожного движения».

Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации введен «Правилами дорожного движения» (от 23.10.1993г.), утвержденными Правительством РФ. Этим актом на территории России узаконено правостороннее движение.

В целях повышения безопасности автомобильных перевозок 08.01.1997г. был издан приказ Министерства транспорта «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».

Для регулирования автомобильных перевозок на автомобильном транспорте взамен устаревших правил, действовавших в РСФСР, в 1997г. приказом Министерства транспорта были утверждены «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ».

Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер). Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции.

Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская Конвенция «Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок» от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг.. Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955г., Гватемальским протоколом 1971г. и Монреальским протоколом 1975г.

4 ноября 2003г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. К моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство: Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония.

Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чи¬кагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права:

- пролетать над его территорией без посадки;

- приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.);



- выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно;

- брать на борт пассажиров, почту, и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории.

Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны-участницы Соглашения.

Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причи¬ненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др.

Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам.

Задачами государственного регулирования являются:

1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.);

2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации;

3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации;

4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала;

5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов;

6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб;

7) приведение деятельности авиационных предприятий в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… …………….2
СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ………………………………………………………… …………….4
Нормы права регулирующие автомобильные перевозки………………… .4
Транспортное обеспечение туров………………………………… …………...5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ…………… …………………………………………………...8
Классификация транспортных средств………………………………………8
Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
……………………………………………………………………………… ……10
Классификация подвижного состава и требования, предъявляемые к туристским автобусам……………………………………………………… …20 Организация перевозок пассажиров в автобусах, предоставляемых по договорам или отдельным заказам…………………………………………..22 Организация перевозок туристов автомобильным транспортом на международных маршрутах………………………………………………….. 24
Заключение…………………………………………………… ………………...29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время туроператору при выборе способа перемещения туристов предоставлен широкий спектр видов транспорта и типов технических средств.
Однако кажущаяся простота задачи выбора транспорта не относит процедуру выбора, требуется тщательный учёт многих факторов.
Перевозчики могут оказывать транспортные услуги туристам лишь в период нормативного срока службы технических средств, а использование ими объектов инфраструктуры допускается в период, когда на объектах не проводятся ремонтно-восстановительные или строительные работы.
В зависимости от этапа тура, цели поездки и объема, оказываемых на маршруте услуг перевозчиков делят на основных и вспомогательных.
Операции трансфера туристов:
а) от мест прибытия в начальный пункт тура (вокзал, порт, пристань) до места их сбора (пересадка в другое транспортное средство, размещение и временное проживание в отеле, кемпинге, лагере);
б) обратно из конечного пункта маршрута к месту их убытия из тура;
в) в места (из мест) посещения или непродолжительного пребывания в данной рекреационной зоне;

    групповые перевозки туристов на дальнее расстояние в места посещения или к объектам туристического интереса – в рекреационные зоны, на аттракции, спортивные состязания, к местам поклонения и в другие пункты. Это пространственные перемещения транспортом регулярного сообщения в пределах расстояний, предусмотренных программой путешествия;
    автобусные или железнодорожные, или авиационные путешествия по маршруту тура, а также речные и морские круизные туры с предоставлением частичного или полного набора услуг, входящих в состав специально подготовленного туристического продукта;
    транспортные услуги при экскурсионном (групповом или индивидуальном) обслуживании в городе, в парковой или заповедно-ландшафтной зоне и т.п.;
    грузовые и грузопассажирские перевозки для участников шопинг-туров.
В соответствии с определённой тематикой ознакомления или посещения услуги транспорта при экскурсионном обслуживании характеризуются строго устанавливаемой продолжительностью и упорядоченностью маршрута передвижения.
По программам въездного туризма туроператор направляющей стороны от места сбора группы в стране её проживания использует различного вида транспортные средства для доставки в начальный пункт тура в стране посещения – самолёты, автобусы, пассажирские поезда, речные или морские суда.

ГЛАВА1.СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ
1.1.Нормы права регулирующие автомобильные перевозки

Отношения между туроператором и транспортными организациями регулируются определенной совокупностью нормативных положений по массовым перевозкам пассажиров и их багажа, индивидуальным или групповым переездам путешественников, которые в совокупности формируют транспортное право.
При этом нормы права, регулирующие перевозочный процесс туристов, соотносятся с положениями и нормами права:
- гражданского и, в частности, одного из его основных разделов, - обязательственного права;
- гражданско-процессуального, определяющего порядок рассмотрения исков и претензий;
- административного, регулирующего исполнительно-распорядительную деятельность транспортных организаций;
- международного, определяющего нормы отношений при
осуществлении международных транспортных сообщений.

Главной особенностью транспортного права является его комплексный характер, - регулируются не только транспортно-технологические процессы, но эксплуатация и техническое содержание транспортных средств.
Большинство норм права по перевозке (перемещению) туристов относятся к обязательственному праву, формирующему:
- право кредитора на совершение должником определенных действий, образующих в целом перевозочный процесс;
- обязанность должника выполнить все те действия, которые вытекают из поручений (на возмездной основе) кредитора.

1.2.Транспортное обеспечение туров.

Транспортное обеспечение основано на законодательных актах, введенных в действие внутри государства.
- переезды в (или из) дестинации с целью осмотра, отдыха, развлечений, участия или посещения соревнований и др.;
- использование транспорта с экскурсионными целями в местах, удаленных от дестинации на значительное расстояние;
- перемещения туриста в дестинации и между прилегающими к ней местами туристического интереса на общественном или арендованном транспорте.
Транспортная составляющая в пакете туристических услуг не рассматривается как деятельность по приданию туристическому продукту новых потребительских свойств.
Это система обеспечения перемещения туристов по определенному маршруту в соответствии с программой путешествия и изначально заданными условиями предоставления услуг заданного уровня качества.
В турах услуги транспорта по объему и качеству сервиса могут отличаться от обычно предлагаемых транспортной организацией своим клиентам-пассажирам на регулярных маршрутах, в частности:
- в договора включаются только те обязательства перевозчиков, выполнение которых они могут гарантировать как основным своим офисом, так и всеми причастными филиалами и структурными подразделениями, причем услуги должны предоставляться в полном объеме и требуемого уровня качества;
- в туре, перед его началом и по его окончании, туристы в начально-конечных пунктах транспортного обслуживания должны получить полную информацию об оказываемых организацией сервисных услугах, а транспортные компании должны заблаговременно принимать заказы на их оказание (бронировать);
- в начально-конечных пунктах транспортного обслуживания предлагаемые сервисные услуги должны обладать свойством эластичности.
Это означает, что их объем изменяется от минимально необходимого набора до максимального.
Минимальный пакет услуг, как правило, связан с переездом, а максимальный объем целесообразных услуг определяет турист в предварительном заказе (например, услуги носильщика, услуги по временному размещению в гостинице или комнате отдыха, вызов такси);
- сервис на маршруте должен предоставляться точно в оговоренное время и в той форме, которую определила туристическая организация перед туром и в ходе его, или турист при оформлении предварительного заказа;
- оформление заказа на сервисные услуги (бронирование) должно быть обеспечено как в присутствии заказчика (вызов агента транспортной организации на дом или в офис туристской фирмы), так и по телефону, электронной почте через Интернет.
Туроператору важно иметь все сведения о технических возможностях и технологии обслуживания выбранным видом транспорта: вместимость, допускаемые скорости движения, состояние трассы, пункты технического обслуживания, места получения оперативной информации о состоянии инфраструктуры или ее зависимости от внешних условий и др.
Временные затраты на все операции обслуживания транспортом туроператор планирует с определенным запасом, а его прогнозируемая величина определяется либо данными предыдущего опыта, либо расчетным путем.
Однако даже самым тщательным образом рассчитанные временные затраты из-за непредвиденных ситуаций могут оказаться более продолжительными.
Поэтому обязательным элементом планирования временных затрат является согласование маршрута перемещения в туре с владельцами транспорта.
Согласованию подлежат аспекты технического и технологического обслуживания транспортными средствами по маршруту тура. Оно выполняется туроператорами совместно с владельцами транспорта и, возможно, транспортной инфраструктуры.

ГЛАВА2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
2.1.Классификация транспортных средств

Туристическое транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожный, автомобильный (автобус и легковой автомобиль), авиационный,водный, железнодорожный,.
Наиболее мобильные виды транспорта – автобус и легковой автомобиль – используются как на самостоятельном маршруте, так и в виде вспомогательного (трансфертного) транспорта по доставке туристов из аэропорта (вокзала) в гостиницу и обратно.
Транспортные путешествия классифицируются по:

    способу передвижения на маршруте;
    виду используемого транспорта;
    построения трассы маршрута;
    продолжительности путешествия;
    сезонности;
    других факторов
В соответствии с Рекомендациями по статистике туризма разработанными ВТО, предлагается следующая классификация средств транспорта:
    воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки;
    водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие;
    сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; междугородние и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины (вместимостью до 8 человек); прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.
Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90 % общего объёма транспортных путешествий).
При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы как: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.
По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:
    безопасность путешествия;
    стоимость и наличие различных льгот;
    комфортабельность;
    скорость доставки;
    прочие факторы.
Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований.
Высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения.
Высокая скорость доставки на самолётах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов.
Высокая мобильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности
Автомобильный транспорт играет существенную роль в организации туристских путешествий. Это связано с его мобильностью, информативностью и дешевизной по сравнению с другими видами транспорта. Отличительной особенностью автомобильных перевозок является то, что они используются не только для массовых перемещений туристов при реализации экскурсионных, познавательных, развлекательных и шоп-туров, но и для трансфера пассажиров, пользующихся услугами воздушного, железнодорожного и водного транспорта.

2.2.Правовые основы перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

В сфере автомобильных перевозок действует целый ряд документов правового характера, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте во внутреннем и в международном сообщениях.
Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории хотя бы двух государств. Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, так как они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут. При этом международные правовые документы охватывают следующий крут вопросов:

    инфраструктура;
    дорожное движение;
    требования к автотранспортным средствам;
    условия работы экипажей транспортных средств;
    налоговое обложение;
    перевозка пассажиров и грузов, таможенные процедуры;
    перевозка специфических категорий грузов.
В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенныe между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне. Одним из важнейших многосторонних договоров в этой области является «Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа» (КАПП), которая была разработана Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН в 1973 г. В Конвенции даны определения таких основных понятий, как «перевозчик» «пассажир», «транспортное средство»; перечислены транспортные документы, применяемые при международной автоперевозке (индивидуальный или коллективный билет, багажная квитанция); определена ответственность перевозчика за ущерб, причиненный жизни, здоровью пассажира или его багажу в результате происшествия, связанного с перевозкой.
Согласно КАПП общая сумма возмещения, которая должна быть выплачена пострадавшему в связи с нанесением вреда его физическому или психическому здоровью, ограничивается суммой 250 000 швейцарских франков. Однако любое договаривающееся государство может устанавливать в этом случае более высокий предел. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа определяется выплатой суммы, равной размеру причиненного ущерба, но эта сумма не должна быть больше 500 швейцарских франков на единицу багажа и не более 2000 швейцарских франков на пассажира. За повреждение вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в размере не более 1000 швейцарских франков на пассажира. Перевозчик освобождается от ответственности полностью или частично, если ущерб возник по вине пассажира или в результате его поведения, противоречащего правилам поведения людей на транспорте.
В Конвенции предусмотрены статьи по предъявлению претензий и исков. Претензии в отношении багажа могут предъявляться пассажиром к перевозчику в течение 7 дней с момента получения багажа. Иск в суд, связанный с телесным или психическим повреждением здоровья или смертью пассажира, может быть предъявлен в течение 3 лет. Следует отметить, что Российская Федерация не подписала данную Конвенцию, однако многие ее положения нашли отражение в двусторонних соглашениях о международном автомобильном сообщении, заключенных Россией с рядом государств.
В октябре 1997 г. в Бишкеке была принятии «Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа» государств-участников СНГ (КМАПП). Отличительной особенностью КМАПП по сравнению с КАПП является то, что в ней оговариваются вопросы страхования; порядок таможенного, пограничного и санитарного видов контроля. Все эти аспекты должны регулироваться международными конвенциями, многосторонним и двусторонними правительственными соглашениями, а также внутренними законодательствами стран, подписавших этот документ. Конвенция предусматривает ответственность перевозчика за ущерб, нанесенный здоровью пассажира или его багажу, а также порядок и сроки предъявления претензий и исков. При этом сумма компенсаций устанавливается судами сторон в соответствии с их национальным законодательством. Приложение к Конвенции «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении государств -участников СНГ» регламентирует процессы перевозки пассажиров и багажа автобусами в регулярном и нерегулярном сообщениях.
Регулярная перевозка- понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.
Нерегулярная перевозка - это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.
С целью либерализации пассажирских перевозок автомобильным транспортом страны ЕС в 1982 г. заключили в Дублине «Соглашение о международной нерегулярной перевозке пассажиров автобусами» (АСОР). Впоследствии аналогичное соглашение (Ин-тербус), предназначенное для присоединения к АСОР, было разработано Комитетом внутреннего транспорта Европейской Комиссии ООН. В настоящее время положение о нерегулярных перевозках распространяется на большинство стран Западной и Восточной Европы и Турцию.
Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые Челночные перевозки - повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно. Эти перевозки также осуществляются при закрытых дверях (т.е. ни один из пассажиров не может выйти или сесть в автобус на маршруте). Как правило, во время челночных перевозок автобус едет пустым при первом обратном рейсе, когда он отвез первую группу, и последнем прямом рейсе, цель которого - забрать оставшуюся группу перевезенных пассажиров.
При осуществлении нерегулярных и челночных перевозок на борту транспортного средства должны быть списки пассажиров, заверенные печатью и подписями перевозчика и водителя. Если автобус едет за пассажирами пустым, то список пассажиров может быть составлен в момент их посадки.
Принадлежность международных автомобильных перевозок к тому или иному виду (регулярные, нерегулярные, челночные) определяет необходимость получения разрешений на въезд на территорию одной из договаривающихся сторон или на транзит через третьи страны. В основном разрешения требуются при реализации регулярных и челночных перевозок. Для выполнения нерегулярных перевозок, связанных с обслуживанием организованных групп туристов, такие разрешения в большинстве случаев не требуются. Разрешительная система оговаривается государствами при заключении двусторонних и многосторонних договоров на международные автомобильные перевозки.
Российская Федерация, как правило, осуществляет автомобильное сообщение на основании двусторонних соглашений. Такие соглашения Россия имеет с Азербайджаном, Австрией, Албанией, Арменией, Беларусью, Бельгией, Болгарией, Великобританией, Венгрией, Германией, Грецией, Грузией, Данией, Ираном, Ирландией, Италией, Казахстаном, Кипром, Китаем, Киргизией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Македонией, Молдовой, Монголией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Сербией, Словакией, Словенией, Таджикистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. В соответствии с этими соглашениями компетентными органами договаривающихся сторон заблаговременно передаются друг другу предложения по организации регулярных перевозок. Предложения должны содержать данные о наименовании перевозчика (фирмы), маршрута следования, расписании движения, пунктах остановок, на которых перевозчик будет производить посадку и высадку пассажиров, а также о намечаемом сроке и регулярности выполнения перевозок. Компетентные органы договаривающихся сторон должны выдавать разрешения в письменной форме на осуществление регулярных перевозок пассажиров на тот участок пути, который проходит по территории их государства.
При выполнении нерегулярных перевозок разрешение не требуется в случае, если группа пассажиров в одном и том же составе перевозится на одном и том же автобусе в течение всей поездки и при этом: 1) поездка начинается и заканчивается на территории государства той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус; 2) поездка начинается на территории той договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивается на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает эту территорию порожним или если автобус въезжает пустым в целях обратной перевозки тем же перевозчиком группы пассажиров с территории государства другой договаривающейся стороны, на которую эта группа была доставлена. Разрешение на выполнение нерегулярной перевозки не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом. При выполнении нерегулярных перевозок, как уже отмечалось, водитель автобуса должен иметь список пассажиров, составленный по специальной форме, утвержденной компетентными органами договаривающихся сторон.
К международным документам, регулирующим инфраструктуру в области автомобильных перевозок, относится «Европейское Соглашение о международных магистралях» (от 15.11.1975 г.) и «Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» (от 01.02.1991 г.). В первом документе приводятся определение плана международной сети «Е», перечень дорог международной сети, условия, которым должны соответствовать международные автомобильные магистрали; во втором приведен перечень международных терминалов, пограничных пунктов и железнодорожно-паромных переправ и портов, имеющих значение для международных комбинированных перевозок; определены технические характеристики грузовых автотранспортных средств для перевозки на железнодорожных платформах и т. п.
Среди наиболее важных международных документов, посвященных дорожному движению, следует назвать «Конвенцию о дорожном движении» (от 08.11.1968 г.); «Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 08.11.1968 г.); «Протокол о разметке дорог к Европейскому Соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (от 01.03.1973 г.). В данных нормативных актах установлены единые основные правила дорожного движения; требования к автотранспортным средствам и водителям; утверждены единообразные системы дорожных знаков и сигналов, правила разметки дорог и другие предписания при осуществлении международных автомобильных перевозок. Установлены пять категорий транспортных средств (А, В, С, D, Е), на управление которыми выдаются удостоверения определенного образца. Каждое автотранспортное средство должно иметь свидетельство регистрации и отличительный знак страны регистрации Кроме того, существует ряд документов с изложением требований к внешнему и внутреннему оборудованию, уровню шума и загазованности, внешним световым приборам, тормозам и другим техническим и экологическим характеристикам автотранспорта. Следует иметь в виду, что эти требования меняются и поэтому страны, подписавшие подобные документы (в том числе РФ), должны следить за вносимыми изменениями и принимать меры по приведению оборудования автотранспортных средств в соответствие с нововведениями. В области условии работы на автотранспортных средствах действует международное «Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки» (от 01.07.1970 г.). В этом соглашении изложены основные требования, предъявляемые к водителям, осуществляющим международные перевозки, - к их возрасту, квалификации, ежедневной продолжительности управления автомобилем, максимальному времени непрерывного управления, а также к контролю за соблюдением режима труда и отдыха водителей на маршруте. Для выполнения последнего требования автотранспортные средства, выполняющие международные перевозки пассажиров и грузов, должны быть оснащены контролирующими устройствами - тахографами. Тахограф представляет собой контрольное устройство, непрерывно регистрирующее пройденный путь, скорость движения на нем, режим труда и отдыха водителей.
Помимо этого, существует ряд документов, касающихся аспектов налогового обложения и таможенного режима при автоперевозках. Эти документы разработаны с учетом «Международной Конвенции о таможенных льготах для туристов» (1959) и действующего внутреннего законодательства стран, на территории или через территорию которых осуществляется автоперевозка.
Содержание всех перечисленных выше соглашений и конвенций должно учитываться при реализации поездок в зарубежные страны. В России учреждена организация - Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), которая, являясь членом Международного Союза автомобильного транспорта, оказывает помощь в практических вопросах, связанных с организацией автоперевозок за рубеж. В частности, она издает информационные справочники, где предоставляются сведения по нормативно-правовой базе и практическим условиям выполнения перевозок по территории той или иной страны. Авторитетными международными организациями, занимающимися вопросами автоперевозок, являются Международный союз автомобильного транспорта, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта, Координационное транспортное совещание государств- участников СНГ.
Все эти организации в той или иной мере занимаются вопросами безопасности; таможенными формальностями; унификацией правил, регламентирующих автомобильные перевозки; гармонизацией национальных и международных требовании в области автомобильного транспорта и другими проблемами, касающимися этой сферы деятельности.
и т.д.................

Введение

Учебное пособие предназначено для достаточно краткого изложения обширного по объему материала, содержащегося в ряде учебников с одновременным дополнением некоторых тем теоретическим материалом, необходимым для практической деятельности менеджера туризма.

Существенное внимание уделено следующим вопросам:

– характеристике разнообразия транспортных средств, применяемых для обслуживания туристов;

– особенностям обслуживания туристов на отдельных видах транспорта;

– документационному оформлению транспортного обслуживания туристов внутри и за пределами России;

– вопросам обеспечения безопасности туристов при перемещении.

Основная часть материала изложена в традиционной форме: представлено содержание понятия или явления, его виды, влияющие на него факторы, показатели и методы расчета. По отдельным темам, сложным для восприятия студентами, приведены практические примеры, формулировки выводов, расчеты. После каждой темы изложены вопросы для самоконтроля усвоения теоретического материала. Авторы стремились изложить тот минимум материала, который необходим для подготовки менеджера туризма для работы с различными категориями туристов, а также различными видами организаций – перевозчиков. В связи с этим предусмотрены отдельные темы, связанные с освещением проблем организации взаимодействия с перевозчиками: авиакомпаниями, судовладельцами, автобусными предприятиями, железнодорожным транспортом. В практической деятельности менеджера по туризму используются документы образцы, которых приведены в приложениях: паспорт автобусного туристскоэкскурсионного маршрута, схема маршрута с указанием линейных и дорожных сооружений, акт замера протяженности маршрута, характеристика дороги на маршруте, сведения о трассе маршрута и другие. При подготовке учебного пособия использованы учебники и труды известных российских ученых: А.С. Кускова, О.Я. Осиповой, И.И. Бутко и других.

1 Тема 1 Основы организации транспортного обслуживания в туризме

1.1 Сущность и структура транспортной системы

Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны, обеспечивающая нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создающая условия для рационального размещения производительных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей к источникам сырья и районам потребления продукции.

Транспортная инфраструктура составляет основу транспортного комплекса и представляет собой реальную транспортную сеть, которая используется для перевозок грузов и пассажиров, а также организационную структуру, обеспечивающую эффективное использование транспортных средств и постоянных устройств.

Транспортный комплекс – совокупность нескольких отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения потребностей в перевозке грузов и пассажиров. В него входят:

– транспорт, обеспечивающий процесс перемещения;

– транспортная промышленность;

– учреждения и организации по подготовке кадров для работы на транспорте;

– ремонтные предприятия.

Транспортная система – отрасль народного хозяйства, в состав которой входят транспортная сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства, трудовые ресурсы транспорта и система управления всеми видами транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Транспортная сеть – пути сообщения с расположенными на них точечными структурами.

На рисунке 1.1 представлена структура транспортной системы.

Рисунок 1.1 – Структура транспортной системы


Важной характеристикой транспортных сетей является их территориальная организация, т.е. схема взаимного размещения отдельных элементов сети на различных иерархических уровнях.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой – он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок.

Транспорт – самостоятельная отрасль хозяйства, которая по характеру своей деятельности занимает промежуточное положение между отраслями производственной и непроизводственной сферы.

Транспорт является ведущим фактором развития туризма. В решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена как внутри страны, так и за ее пределами, в использовании свободного времени населения.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства, к которым можно отнести следующее:

1) транспорт не производит новой вещественной продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения;

2) продукция транспорта – это перевозка грузов и пассажиров, что является неотделимой составляющей от процесса транспортного производства;

3) продукция транспорта не содержит сырья;

4) схема кругооборота капитала на транспорте отличается от кругооборота в промышленности и сельском хозяйстве: приращенный капитал выступает в ней не в товарной форме, а только в денежной;

5) на транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам процесс транспортного комплекса;

6) количество труда, затрачиваемого на перевозку грузов, зависит не от их стоимости, а от веса и расстояния;

7) для транспорта характерны линейные формы размещения.

Объектом изучения проблем транспортного обслуживания в туризме служит собственно процесс перевозки с присущими ему техникотехнологическими особенностями.

Предметом изучения проблем транспортного обеспечения в туризме является транспортный комплекс, транспортные перевозки в туристском бизнесе.

Субъектами транспортного обслуживания выступают основные потребители и производители транспортных услуг, особенности их взаимоотношений и взаимодействий в процессе разработки и реализации туристского продукта.

Основная цель транспортного обслуживания в туризме – проследить технологические особенности разработки транспортных услуг с учетом всех потребностей потребителей данных услуг и учета нормативнозаконодательной базы РФ в области пасажироперевозок и их багажа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определение роли транспорта и транспортного комплекса в экономике страны и в туристском бизнесе;

2) изучение особенностей использования транспортных средств при туристских перевозках;

3) изучение технико-экономических особенностей, преимущества и недостатки основных видов пассажирского транспорта;

4) рассмотрение основных функции, принципов и особенностей управления на транспорте;

5) анализ маркетинговой политики на транспорте, а также рассмотрение особенностей формирования цены и тарифной политики на транспорте;

6) определение состава транспортного сервиса, основные показатели качества транспортного обслуживания;

7) правовые основы организации туристских перевозок и особенности правового регулирования;

8) рассмотрение особенностей документационного обеспечения транспортных перевозок туристов;

9) безопасность туристских путешествии;

10) основные аспекты взаимоотношений турфирм с транспортными предприятиями;

11) особенности технической организации перевозочного процесса.

Структурно транспорт можно представить как систему, состоящую из двух подсистем: транспорта общего пользования и транспорта необщего пользования. При этом обе части системы могут быть представлены предприятиями государственной, муниципальной или частной формы собственности.

Транспорт общего пользования – это транспорт, который в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы данные перевозки не были бы предъявлены: государственным предприятием или учреждением, общественной организацией, фирмой или частным лицом.

Транспорт общего пользования выступает как самостоятельная отрасль материального производства, обслуживающий сферу обращения, обеспечивает связь между сферой производства и сферой потребления.

Структура транспорта общего пользования представлена более детально на рисунке 1.2.


Рисунок 1.2 – Структура транспорта общего пользования


В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования группируется следующим образом:

1) универсальный транспорт общего пользования (железнодорожный транспорт; водный транспорт; воздушный транспорт; автомобильный) и специальный транспорт (специализированный коммунальный).

2) внешний транспорт (транспорт, осуществляющий перевозки за границу) и внутренний транспорт (транспорт, осуществляющий перевозки внутри государства).

3) круглогодичный и сезонный транспорт.

В отличие от транспорта общего пользования транспорт необщего пользования выполняет перевозки продукции внутри сферы производства, т.е. для конкретного предприятия, организации или фирмы. Перевозки, которые выполняет транспорт данного вида, являются внутрипроизводственными или технологическими.

Кроме деления транспорта на две подгруппы транспорт общего и транспорт необщего пользования, в некоторых случаях подразделяют транспорт на магистральный и немагистральный.

1.2 Классификация туристских перевозок

Туристская перевозка – это путешествия организованных групп туристов или индивидуальных туристов при наличии путёвок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств.

Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Транспортные услуги могут использоваться для перевозки туристов из места отправления в место назначения, для трансфера, а также для проведения экскурсий. В ряде случаев перевозки сами могут быть положены в основу туристского продукта. Так, в основе круизов, автобусных и железнодорожных туров лежит использование транспортных средств определённого уровня комфорта. Перевозки и транспортные средства могут выступать в качестве товара (аренда автомобилей, самолётов, вагонов, морских и речных судов), использоваться для осуществления нетрадиционных способов перемещения, а также применяться в развлекательных аттракционах.

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура, зарезервировано организатором туризма и представлено туристу за плату на месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды, объектом и средством аттрации и т.д. Турист может участвовать в генерации особенных видов туристского продукта, отличных от собственно перевозки.

Средства перевозки могут выступать в роли:

1) средств перемещения;

2) мест размещения;

3) объектов развлечения и отдыха;

4) объектов товарной покупки;

5) индивидуальных транспортных средств.

Туристские перевозки классифицируются по следующим признакам:

1) способу передвижения на маршруте;

2) виду используемого транспорта;

3) построения трассы маршрута;

4) продолжительности путешествия;

5) сезонности;

6) других факторов.

Основой для классификации перевозок туристов является тип туристского маршрута.

Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

По мнению М.Б. Биржакова, «туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенны объектам и описанная с различной степенью детализации трасса похода, путешествия».

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различают линейные,кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейные маршрута – путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Является наиболее распространенной разновидностью туристского маршрута.

Радиальный маршрут – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котром турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Кольцевые маршруты – путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. При этом место пребывания в страну или местность может быть:

1) неизменным, когда туристы, прибывая в страну, проходят только через один-два транзитных пункта;

2) отличным от места прибытия, когда турист прибывает в один туристский центр, а уезжает в первоначальный пункт из другого туристского центра.

На рисунке 1.3 типы туристских маршрутов представлены схематично (согласно Кускову А.С.).

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащим транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте – на транспорте, принадлежащим транспортным организациям, который турфирма использует на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования – туры на графиковом пассажирском транспорте; туры на личном транспорте туристов – специальные туры для владельцев автомобилей, с предоставлением пакета услуг, кроме перевозки.


а – линейны; б – кольцевой; в – радиальный; г – комбинированный; Н – начальная точка маршрута; К – конечная точка маршрута; ПП 1-4 – промежуточные точки маршрута

Рисунок 1.3 – Типы туристских маршрутов


По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются:

1) теплоходные маршруты – на теплоходных речных и морских пароходств. Морские: круизные – более суток, экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы – более суток; экскурсионно-прогулочные – не более 24 часов;

2) авиационные туры: групповые – с использование части мест в самолетах пассажирских авиалиний; специальные авиарейсы – полная аренда воздушного судна для специальных туристских перевозок;

3) автобусные рейсы: туристско-экскурсионные – с предоставлением услуг проживания и питания, различных дополнительных услуг;

прогулочные – без предоставления основных и дополнительных услуг, при этом может использоваться городской транспорт;

4) железнодорожные туры: групповые путешествия – с использованием части мест в графиковых поездах; специализированные – арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на маршруте;

– комбинированные туры – путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

1.3 Классификация и использование транспортных средств в туристских целях

1) воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки;

2) водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие;

3) сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт;

междугородние и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины (вместимостью до 8 человек); прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.

Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90 % общего объёма транспортных путешествий).

Транспортная техника включает в себя:

1) транспортные средства или подвижной состав;

2) технические средства механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных процессов и транспортно – складских работ;

3) системы обслуживания пользователей транспорта;

4) средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.

При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы как: скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума, вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.

По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке:

1) безопасность путешествия;

2) стоимость и наличие различных льгот;

3) комфортабельность;

4) скорость доставки;

5) прочие факторы.

Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору требований. Высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения. Высокая скорость доставки на самолётах при достаточно высоком уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов. Высокая мобильность автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности.

Более детальная классификация транспортных средств в туризме может быть представлена следующим образом: сухопутный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

Сухопутный транспорт классифицируется:

1) перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека (пешеходные, лыжные, велосипедные, рикши);

2) с помощью животных (вьючные, тягловые, под седлом);

3) механические средства;

4) автомобильный транспорт (колесный, шнековый, гусеничный и иной);

5) рельсовый транспорт – железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги;

6) средства транспорта на воздушной подушке.

Железнодорожный транспорт имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам железнодорожного транспорта можно отнести: независим от погоды, наиболее безопасный, более низкие тарифы, разветвленная система скидок, проездных билетов и т.п., позволяющих путешествовать по значительно низким ценам.

Железнодорожные маршруты подразделяются:

1) пригородные;

2) маршруты дальнего сообщения;

3) скоростные линии;

4) специальные маршруты;

5) экскурсионные маршруты.

В зависимости от скорости движения поезда бывают: экспрессы, скорые, пассажирские. Их делят на: пригородные (до 150 км) местные (от 150 до 700 км) дальнего следования (от 700 км). В зависимости от продолжительности курсирования поезда бывают: круглогодичные и сезонные, чартерные.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (пассажирский, скорый, фирменный, экспресс) и класса размещения (общий, плацкартный, мягкий, спальный). В состав поезда входят: 1-2- сальный, 5-8 мягких, 7-10 плацкартных и вагон-ресторан.

Автомобильный транспорт – это транспорт всеобщего применения (трансферы, экскурсии, внутримаршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе), экономический вид транспорта, доступный широким слоям населения, сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других поездках.

Автомобильные перевозки подразделяются на следующие виды:

1) международные автобусы;

2) туристические автобусы для поездки на дальние расстояния;

3) городские и пригородные пассажирские автобусы;

4) чартерные и экскурсионные автобусы;

5) автомобили с водителями и без (прокат);

Автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя четыре основные функции:

1) самостоятельный вид путешествий и экскурсий;

2) вспомогательный (трансферный) транспорт;

3) отдых и развлечение;

4) деловые поездки.

Водный транспорт, включающий в себя морской и речной, классифицируется:

1) плоты и гребные лодки;

2) парусные суда;

3) лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

4) речные и морские суда;

5) суда на воздушной подушке;

6) подводные суда.

Основными преимуществами данного вида транспорта являются: высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения.

Существенными недостатками данного вида транспорта являются: невысокая скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы, ограничение мобильности, подверженность некоторых людей «морской болезни».

Водный транспорт используется:

1) для перевозки пассажиров;

2) для круизов;

3) для проведений конференций, семинаров, фестивалей;

4) для экскурсий.

Особенной формой морских туристических перевозок являются круизы. Судовладельческие компании практикуют 10 видов разнообразных круизов. Самый популярный «классический» круиз 10-20 дней. Предусматривает заходы в порты, экскурсии, развлекательная программа.

Воздушный транспорт имеет следующие преимущества: расширенная география путешествий, сокращение сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния), самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния, привлекательный для туристов сервис. Среди известных средств воздушных пассажирских перевозок выделим используемые для целей туризма и перевозки путешествующих:

1) воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

2) вертолеты;

3) самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

4) космические аппараты.

Авиаперевозки бывают регулярные и чартерные. В зависимости от условий комфорта места в самолете делят на классы: первый, бизнес-класс, эконом-класс и другие виды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: