Анализ занятия по развитию речи в дошкольной группе. Экспериментальная деятельность на занятиях по развитию речи Материал, необходимый к занятию

Организация: МДОАУ «Детский сад № 1 компенсирующего вида»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Орск

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

В старшем дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассуждения. Отчет ребенка является своеобразным рассказом обо всем, что произошло. Слово для детей становится опорой действия и мысли.

Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Специальное выделение в образовательном процессе познавательно – исследовательской деятельности представляется по следующим причинам.

  • К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумывать интересный замысел, создавать вещь, общаться слаженно, взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей.
  • Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему?, зачем?, как?)
  • Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет представление о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими речевыми формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Поэтому, понимая какое значение имеет детское экспериментирование в развитии речи и интеллектуальных способностей, мы создаем условия для исследовательской активности ребенка. В группе организован опытно-экспериментальный уголок, разработаны дидактические игры познавательного характера, изготовлены мнемотаблицы для проведения опытов, подобран методический материал.

Используя в своей работе технологию А.И. Савенкова, мы учим детей:

  • видеть проблему;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • анализировать полученный в ходе исследования материал;
  • делать выводы и умозаключения.

Для развития каждого умения используем специальные упражнения.

  1. Умение видеть проблемы

Под проблемой понимают сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Сам процесс познания истолковывается как последовательный переход от ответов на одни вопросы ответам на другие вопросы, вставшие после того, как первые были решены.

Для развития умения видеть проблемы мы подобрали специальные задания и упражнения.

«Смотреть на мир чужими глазами»

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять свою точку зрения. Смотреть на объект исследования с разных сторон.

Суть упражнения состоит в продолжении ребенком неоконченного рассказа, предложенного воспитателем. Делается акцент на продолжение рассказа несколькими способами.

Например , «Коля не пошел сегодня в детский сад потому, что….».

Ребенок должен продолжить рассказ, побывав в роли родителей (папы, мамы), бабушки дедушки, затем в роли друга (недруга), в роли кошки (собаки) и т.д.

Ответы детей: «потому, что заболел ангиной», «потому, что не захотел рано ставать в детский сад», потому, что ему купили велосипед», потому, что он испугался большого драчуна», «ему захотелось поиграть с мышкой».

В ходе выполнения этого задания мы стремимся к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Стараемся отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы и воздерживаемся от критики.

«Сколько значений у предмета»

Детям предлагаем, какой – либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Это может быть камень, бумага, кубик деревянный и мн. др.

Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Ответы детей: расколоть камнем орехи, сделать каменное ограждение для ручья, подложить камни под ножки стола, чтоб он стал выше и т.д.

Поощряем самые оригинальные, самые неожиданные ответы, и. конечно же чем их больше, тем лучше.

Игра «Карусель»

Данная игра создает ощущение быстрой смены событий. Мы предлагаем детям мысленно «сесть на карусель». Для этого дети встают в круг, берутся за концы лент, привязанных к обручу, который воспитатель держит над головой. После каждого оборота остановка в разных мирах.

Например , мы остановились в «мире Воды». Эта ситуация позволяет детям заметить вокруг себя то, что не замечали раньше: капли дождя, текущие по стеклу, вода в блюдце, вытекшая из цветочного горшка, капли воды на полу.

  1. Учимся выдвигать гипотезы.

Одним из главных умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предложения.

Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Они дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Упражнение «Давайте вместе подумаем, как собака находит своего хозяина, если она потерялась?»

Ответы детей: находит по запаху; когда она гуляет с хозяином, смотрит по сторонам и все, потом запоминает, а потом вспоминает, когда бежит; ее находят другие люди и приводят хозяину.

  1. Учимся задавать вопросы.

Вопрос рассматривается как форма выражения проблемы, гипотеза – способ решения проблемы.

Например, «Какие вопросы помогут узнать тебе о предмете, лежащем на столе?» Размещаем на столе, к примеру, куклу.

Ответы детей: Что это? Почему здесь лежит? Кто принес?

Затем предлагаем подумать и ответить: «Представь, что к тебе подошел незнакомый человек. Какие три вопроса он задал бы тебе?

Ответы детей : Как тебя зовут? Где твой дом? Куда ты идешь?

  1. Учимся давать определения понятиям.

Есть предметы, явления, события, и есть понятия о них. В понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки. Для того, чтобы научить детей старшего дошкольного возраста определять понятия, мы используем относительно простые приемы: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, различение, обобщение, загадки.

Например, прием сравнение позволяет выявить сходство и различие. Мы использовали игры «Летает – не летает»; «Общее и особенное» В этой игре детям предъявляли два объекта и предлагали объяснить, чем они схожи и чем отличаются друг от друга. Выигрывал тот, кто назвал больше признаков и аргументировал свои версии.

Например, слон и гора – они очень большие, но слон живой, гора нет.

  1. Учимся классифицировать.

Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область. Для развития умения классифицировать мы применяли всем известные игры «Четвертый лишний», «Раздели предмет».

  1. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное.

Умение выделить главную мысль, найти факты, ее подтверждающее важнейшее качество, требующееся при обработке материалов, добытых в исследовании, подготовке их к публичному выступлению.

Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать – использование простых графических схем (мнемотаблиц). Это качество мы формировали в процессе занятий по обучению рассказыванию, а именно при пересказе текстов. Предлагали детям после нескольких полных пересказов, попытаться рассказать коротко, о чем рассказ, выделить главное.

  1. Учимся делать выводы и умозаключения.

Делаем мы это так – сопоставляем два объекта, и в результате выясняем, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии, мы используем такие упражнения.

Например , просим детей назвать как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными.

Ответы детей: стекло, лед, пластик.

Когда ответов накопилось множество, мы подводим итог. Дети приходят к заключению, что каждый ответ правильный. Правы были все, но каждый по - своему.

  1. Учимся наблюдать.

Наблюдательность – сплав мышления и внимательности. Ребенок анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. Для развития внимания и наблюдательности предлагаем следующие упражнения.

Например, рассматриваем вместе предмет (кукла, машинка). Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

В задании «Парные картинки» , содержащие различия, предлагаем детям найти 10 отличий.

В задании «Найди ошибки художника» - формируем умение анализировать зрительные образы.

  1. Формируем умения и навыки проведения экспериментов.

Эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки сравнения. Эксперименты бывают мысленные.

Например, детям предлагаем рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, стоящие перед ними. На рисунках изображены часы, свисток, скорая помощь, петушок, плачущий ребенок.

Вопрос: «Кто громче всех звучит, а кто и что тише всех?» Уровень ответов может быть разным.

Ответы детей: свисток сильнее звучит, чем часы; голос петушка тише, чем гудок машины скорой помощи и т.д.

Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и свойствами. Организуя занятие, мы привлекаем внимание детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.

Результатом опытов будет формулирование каких – либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому, что…). Один из наборов для экспериментирования мы оставляем в группе, в уголке экспериментирования, где им можно воспользоваться.

Таким образом, поддерживая интерес детей, мы позволяем им воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Целевым ориентиром для нас (критерием успешного продвижения ребенка) мы считаем следующие показатели познавательной инициативы к концу дошкольного возраста:

  • ребенок проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему?, зачем?, как?);
  • обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение (потому что);
  • стремиться к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции) и отражает это в речи;
  • стремиться выразить в речи временные, целевые и причинные отношения, полно излагать свои мысли, достаточно легко строить развернутые предложения;
  • проявляет это к познавательной литературе.

Используемая литература

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду – М.: Просвещение, 1974 г.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение «Академия К», 1998 г.
  3. Подъяков Н. Г. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.// Педагогический вестник № 1 – 1997 г.
  4. Савенков А.И. Как научить ребенка приобретать знания. «Академия К» 2002 г. М.: Просвещение 2000 г.
  5. Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.

3.1 Экспериментальная работа по обучению рассказыванию

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений (с ориентировкой в структуре текста), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Нами давно замечено, что если занятие начинается таким образом, то дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности. Отчасти поэтому в основной части занятия наблюдается низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатлённым на бумаге, но и вообще к речевой деятельности. Это не значит, что хорошо продуманная первая часть занятия - залог того, что дети будут с успехом демонстрировать свои речевые умения в основной части, т.к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений. Но хорошее, динамичное, интересное, занимательное начало мобилизует детей, вызывает желание, интерес к тому, что будет происходить дальше. Интересная, увлекательная, содержательная концовка занятия также несёт в себе определённый смысл - оставляет хорошие впечатления и создаёт положительные эмоции.

Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических приёмов, средств, которые могут способствовать возникновению мотивации и появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

Главное к чему мы стремились, разрабатывая методику формирующего этапа эксперимента - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Чтобы обучение связной речи носило осознанный характер, необходимо использовать различные методы, приёмы, средства, которые будут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Ребёнку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия разрабатывались нами с учётом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всём его протяжении - залог успешного результата деятельности всех её участников.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого.

В этой связи перед нами встала задача способствовать развитию умения рассказывать в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике, а так же с применением приёмов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Значение методики использования картин для формирования речи дошкольников

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики...

Использование моделей при обучении первоклассников чтению и письму

Межпредметные связи на уроках географии во вспомогательной школе

Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников

Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Особенности вероятностного прогнозирования у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рассказыванию из опыта

В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин...

Педагогическая идеология Ш.А. Амонашвили

По сути, шестилетки были взяты ради опытно-преподавательской работы как свежее про советской педагогики пространство, что в различие с начальной школы, никак не говоря уж о наиболее старших ступенях учебы, не было этак агрессивно формализовано...

беседа; тестирование. Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности 1...

Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий

3.1 Изучение уровня знаний по теоретико-литературным понятиям в лирических произведениях у школьников среднего звена Особенность данного исследования состоит в том...

Теоретический анализ педагогических условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности...

Формирование связной описательной речи у детей

Анализ занятия: к занятию была готова. Структура занятия соблюдена. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Поэтапно происходи

ла смена видов деятельности. Это позволило сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

Анализ занятия по ФЭМП

Задачи занятия:

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5, упражнять в запоминании 2-х чисел, названий предметов и места их расположения. Закреплять умения различать круг, треугольник, прямоугольник и квадрат.

Организации занятия - каждый сидит за отдельным столом. У каждого свой комплект раздаточного материала. Дети рассажены с учётом их физических данных. Условия для проведения занятия соответствуют норме. Наглядные пособия выполнены аккуратно, рисунки чёткие, крупные, используются, в общем, основные цвета. Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия. Занятие состоит из основных частей: оргмомент, мотивация, практическая часть и подведение итогов. Используются основные приемы: художественное слово, сюрпризный момент и сенсорное обследование. Для обеспечения эмоциональности и интереса детей используются сюрпризный момент и обыгрывание практической части, а также физкультминутка. Это позволяет детям легче усваивать материал. Речь педагога четкая, правильной интонации, доступная для детей. Дети в процессе занятия слушали педагога, не отвлекались, старательно выполняли задания. В ходе работы воспитатель следил за утомляемостью детей и старался не допустить этого, переключая их на другой вид работы. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Анализ занятия по рисованию. Тема: «Укрась тарелочку»

Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками.

К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов. Целесообразно распределено время занятия. Рационально выбрана форма обучения. Оборудование занятия: наглядный и демонстрационный материал, который эффективно использовался. Содержание занятия соответствует требованиям программы, является полным, достоверным и было передано детям в доступной форме. Были правильно выбраны методы, приемы и средства обучения, которые соответствовали содержанию учебного материала, поставленным целям,учебным возможностям данного возраста детей. Материал подается эмоционально. С помощью сюрпризного момента и наглядного материала поддерживается интерес к занятию у детей и дисциплина.

Отрицательные моменты: воспитатель забыл провести динамическую паузу (физкультминутку).

Просмотр занятия по ознакомлению с окружающим миром

Задачи, которые поставил педагог:

Дать детям знания о детском садике, его назначении. Учить составлять предложение по демонстрации действий, согласованию существительных с местоимениями. Расширение словаря по теме.

Воспитатель действовал грамотно и профессионально: были выделены и задействованы все приемы для решения поставленных задач; все без исключения приемы соответствовали возрасту детей и требованиям методики данной программы. Все приемы, применяемые воспитателем на занятии, были правильны и точны. Все задачи программного содержания были освоены детьми полностью, на занятии дети проявляли активность, были внимательны при объяснении педагогом нового материала, с интересом выполняли новые задания. Детьми были продемонстрированы высокие учебные навыки.

Интересен прием воспитателя к подаче нового материала. Объём программного содержания соблюдён и выдержан. На занятиях дети проявили активность, освоили задачи программного содержания, но не все. Отрицательный момент: на занятии не очень удалась индивидуальная работа с детьми.

Проведение зачетного занятия по конструированию. Тема: «Тюльпан»

Программное содержание:

Учить детей делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определяя середину, углы.

Приучать к аккуратности, закреплять умение доводить работу до конца.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Примечания

1. Игровая мотивация.

Предлагаю детям сделать подарки сотрудницам детского сада. При этом уточняю, что все женщины любят цветы.

Какие цветы вы знаете?

Показываю образца тюльпана, предлагаю выполнить такие цветы своим руками.

2. Показ способов выполнения работы. Вместе с детьми рассматриваем образец, уточняем из каких деталей он состоит (цветок и стебель). Затем предлагаю детям показ и объяснение этапов работы.

физкультминутка:

3. Самостоятельная работа детей. Выполняю поделку одновременно с детьми.

4. После окончания занятия дети дарят свои тюльпаны воспитателям, нянечке.

Перечисляют название цветов.

Наблюдают за этапами работы.

Самостоятельно выполняют поделку.

Необходима

индивидуальная помощь. Многие не справляются.

Анализ: Данное занятие методически построено правильно, четко прослеживается тема и цель. Выделены конкретно те задачи, которые реализовывались на протяжении всего занятия.

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей.

Организационный момент преследовал также цель сформировать положительного эмоционального фона. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.

Марина Афанасьева
Анализ речевого занятия проведенного не правильно

Анализ речевого занятия

(проведенного не правильно)

Тема: «Домашние помощники» Возраст: 4-5 лет

Цели занятия нет.

По ФГОС ДО задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. Задачи соответствуют Ушаковой С. О. «Развитие речи».

1. Продолжать учить четко и правильно произносить звук «Л».

Игра – чистоговорка «Ла-ла-ла как-то Мила пол мела» Задача не решена! (не правильно подобрана игра)

2. Продолжать учить выделять звук на слух.

Воспитатель сама отвечает за ребенка. Задача не решена!

3. Учить определять первый звук в слове.

Игра «Звук» без четких указаний взрослого (с какого звука начинается слово, а слова это предметы на столе). Задание не по возрасту!

4. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе-дальше, впереди-сзади).

5. Продолжать учить составлять описание предметов.

В ходе образовательной деятельности описательных рассказов не получилось ни одного. Задача не решена!

6. Развитие логического мышления через отгадывание загадок.

Загадки дети отгадали

Структура занятия.

Вводная часть занятия необходима для создания благоприятной эмоциональной атмосферы, для переключения внимания на НОД и активной познавательно-игровой деятельности детей.

Организационно-мотивационный этап полностью отсутствует:

Организация детей: «Ребята, берем стулья, ставим полукругом»;

Нет мотивации детей на предстоящую деятельность;

Нет сюрпризного момента (герой или волшебный предмет);

Нет проблемной ситуации, которую дети должны решить.

Не понятно, по какой теме будут работать дети, и о чем они буду разговаривать на образовательной деятельности.

Предложение. Для организации и привлечения внимания можно использовать:

Шумовые предметы (колокольчик, бубен, свисток, музыку, использовать кричалку-зазывалку;

Сюрпризный момент - появление волшебного предмета или героя;

Начать занятие с интриги: например, (у меня для вас что-то есть интересное) или загадки (угадайте, что я вам приготовила).

Для создания мотивации можно использовать проблемную ситуацию.

Основная часть. Воспитатель посадил детей на стулья и задал детям вопрос: «Давайте вспомним, какие помощники у нас дома есть?» Вопрос не точный, так как не понятно, про каких помощников спрашивал воспитатель.

В ходе НОД воспитатель использовал следующие методы и приёмы: вопросы, загадки, игру на артикуляцию, игру «Ближе-дальше», «Назови первый звук», «Что стоит первым», повторение чистоговорки, но нет взаимосвязи одной игры с другой. Игровые задания не продуманы и без четких указаний взрослого. Присутствует только групповая работа - хоровые ответы. Индивидуальная работа с детьми отсутствует.

Всю образовательную деятельность дети сидели на стульях полукругом, один раз проводилась динамическая пауза. На протяжении всего занятия наглядный материал – это одни и те же игрушки, с которыми воспитатель проводит игры на столе, переставляя их местами.

Поставленная задача «Продолжать учить составлять описание предметов» не решена, т. к. воспитатель сам описывает игрушки.

В ходе занятия не была использована смена видов деятельности, не использованы приемы на поддержания интереса у детей, поэтому дети отвлекались и разговаривали, что говорит о том, что детям было не интересно.

Предложение. Вопросы выстраивать более четко и понятно. Например: «Ребята, дома у каждого из нас есть помощники. Это такие приборы и предметы, которые помогают людям в жизни. Например, к помощникам можно отнести электроприборы. Какие электроприборы вы знаете?»

Уделять внимание самостоятельной работе детей с уточняющим вопросом: «Почему ты выбрал этот предмет?»

При составлении описательного рассказа по игрушке сначала дать образец рассказывания, а затем спрашивать детей.

Использовать:

Игровые методы и приемы для поддержания мотивации и интереса детей;

Чередование разных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре.

Итог (рефлексия) образовательной деятельности необходим для закрепления знаний детей, которые они получили в ходе образовательной деятельности и для создания радостное настроение от проделанной работы.

В представленной образовательной деятельности рефлексия отсутствует.

Предложение. Необходимо задавать вопросы:

Ребята, что вы сегодня делали на занятии? Зачем вы это делали?

А для чего вам это нужно было? Может ли вам это пригодиться когда-нибудь?

Что вам понравилось больше всего? Почему?

Что вам было трудно сделать? Почему?

Использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сегодня описывали игрушку, а вот Максим и Олег отвечали на вопрос одним словом. Но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и составят описательный рассказ по игрушке».

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они не проявляли познавательную активность, были не заинтересованы, не внимательны, не организованы. Детям не предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.

Анализируя деятельность воспитателя, выявлено следующее:

Воспитатель не привлек внимание детей к теме занятия и не удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

Речь воспитателя была не ясной и не эмоциональной;

Педагог не побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

Воспитатель не помогал детям контролировать поведение во время занятия.

Длительность занятия 27 мин, что не соответствует нормам Сан ПИНа

Вывод. Воспитатель не владеет методикой проведения речевого занятия.

Ход образовательной деятельности выстроен не правильно. Структура занятия полностью отсутствует! Поставленные задачи не решены, так как дети воспитателя не слушали, отвлекались, разговаривали, были не заинтересованы. Воспитатель давал не четкие указания и не добивался ответа на поставленный вопрос.

Ошибка воспитателя: не готовность к образовательной деятельности, не правильно подобран наглядный материал (нет разнообразия, не смогла заинтересовать детей.

1. Ознакомиться с методикой проведения речевого занятия.

2. К проведению образовательной деятельности своевременно готовиться, подходить ответственно, используя творческий подход и выдумку. При разработке конспекта не забывать, что план занятия из методической литературы с конкретными задачами и целями всегда можно дополнить и разнообразить, используя средства ИКТ или просто интересную идею, игровую ситуацию.

3. Задавать вопросы, объяснять задание, давать указания детям четко, ясно, доступным языком и добиваться от детей правильных ответов на поставленный вопрос. Подбирать и применять на занятии разнообразный наглядный материал.

4. В конспекте должно прослеживаться наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии. Постоянно стимулировать и активизировать деятельности детей, чередуя психическую и физическую активности детей.

Публикации по теме:

Цель: формирование у детей умений и навыков безошибочного употребления звука [Р] во всех ситуациях общения Задачи: 1. Упражнять детей в.

Дети играют с удовльствием, а главное с пользой. Забей гол» Кто же забьёт в ворота мяч? А тот кто сможет правильно и длительно подуть на.

Конспект интегрированного занятия по ПДД для подготовительной к школе группы «Переходи дорогу правильно» Конспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группы Ознакомление с окружающим + Информатика Тема: Переходи дорогу правильно.

Конспект занятия по формированию КГН во второй младшей группе «Моем ручки правильно» Конспект занятия по формированию КГН во второй младшей группе «Моем ручки правильно» Конспект занятия по формированию КГН 2-я младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Мы играем правильно, и друзей научим» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группеТема: «Мы играем правильно, и друзей научим»Цель: способствовать формированию.

Методический анализ занятия «Цветок желаний» Тема урока: «Цветок желаний» 1. Цель и проблемная ситуация: превратить обычный цветок в цветок желаний. 2. Проблемная ситуация: коллективное.

Презентация познавательного-речевого проекта «Учимся говорить правильно» Проект «Учимся говорить правильно» Тип проекта: познавательно- речевой. Участники проекта: дети – родители - воспитатели Цель проекта:.

Сценарий развлечения, проведенного совместно с родителями для детей старшей группы «Здравствуй, Масленица!» Конспект совместного с родителями развлечения “Здравствуй, Масленица” для детей старшей группы Атрибуты: детские народные костюмы, нарядные.

Самоанализ занятия, проведенного в средней группе «Айболит в гостях у детей» Самоанализ занятия, проведенного в средней группе Савкиной Олесей Викторовной. Тема: «Айболит в гостях у детей». Цель: продолжать работу.

Сценарий праздника, проведенного совместно с родителями посвященного 23 февраля Звучит военный марш, в зал входят дети с папами. Группа поделена на две команды. Команды строятся в две шеренги друг против друга (ребёнок.

Библиотека изображений:

Ирина Миронцева
Самоанализ открытого занятия «Эксперименты с воздухом» и презентация для детей старшего дошкольного возраста «Лаборатории»

Самоанализ занятия по экологии - (эксперимент с воздухом )

Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию было предложено посмотреть непосредственную организованную деятельность с детьми старшей группы по экологии - «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом , которое было разработано в соответствии с ФГОС ДО. При выборе занятия и материалов к нему я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ, учитывала возрастные особенности детей и уровни их развития. В ходе моего занятия была произведена интеграция следующих образовательных областей : познавательная, социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.

Цель занятия : Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей . Развивать память, внимание, мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи.

Я поставила для себя следующие задачи для выполнения заданной цели.

1. Образовательные.

1) Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха .

2) Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений.

2. Развивающие.

1) Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы .

2) Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией .

3. Воспитательные.

1) Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

2) Развивать желание помогать другим.

3) Воспитывать умение договариваться друг с другом, прислушиваться к мнению друг друга.

Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия . Целесообразно разделила время по всем частям занятия . Оборудование использовала рационально. Темп занятия был выбран оптимально. Я обеспечивала доступность и научность информации. Объем предложенного материала был достаточным для усвоения детьми, соответствовал возрастным возможностям детей . Мною был выбран темп речи – умеренный. Материал излагала эмоционально. Сумела организовать межличностное общение.

Были продуманы условия :

1. В группе проветрено, чисто.

2. Продумано размещение детей , расставлено оборудование.

3. Подготовлен соответствующий материал для совместной продуктивной деятельности.

С детьми была проведена предварительная работа :

1) Чтение рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.

2) Перессказывание рассказов и сказок о зиме и зимних забавах.

3) Составление рассказов по сюжетной картине с помощью вопросов воспитателя.

4) Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

5) Отгадывание загадок.

Технология построения моего занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов. Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия , в процессе которого дети приветствовали присутствующих и друг друга, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятие «незнакомых» людей.

Первая часть занятия содержала загадку о воздухе , которая подготовила детей к теме занятия и организовала их произвольное, направленное внимание на просмотр презентации о лабораториях , в ходе которой дети получали новые знания. Применяя такой прием, я развивала у детей умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учила детей осознавать преобразование объектов во времени. На данном этапе были обобщены знания детей о том , что Лаборатория - оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д.); обыкновенно при высших учебных заведениях, заводах, аптеках и пр. Что лаборатории бывают разными : - санитарными, летающими, испытательными, научно-исследовательскими. Активизировали словарь.

Вторая часть строилась в основном на использовании всех групп методов : личностных, метопредметных, предметных, регулятивных. На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах воздуха .

Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия : дети двигались и отвечали на вопросы. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции. На этапе практического применения полученных знаний и умений дети проводили опыты, старались выполнять инструкции, формировали навыки самоконтроля при оценке своих выводов. Они взаимодействовали с другими детьми : помогали, договаривали, дополняли друг друга. На этапе продуктивной деятельности предложила детям новую технику рисования «Кляксография» . Использованный комплекс методов позволил повысить результативность – освоение детьми выбранной темы.

В третьей заключительной части прошло обсуждение, объяснение выводов по опытам и оценок, в соответствии с выполнением и инструкцией воспитателя. Дети демонстрировали осознание себя, как участников творческого процесса, сформированность навыков самооценки . Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовала обширная наглядность, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Не смотря на насыщенность занятия оно продолжалось 30 минут. Использовала здоровьесберегающие методики : смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера. В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «познание» (расширение знаний о лабораториях , проведение опытов с воздухом , «коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении, взаимодействии со сверстниками и воспитателем, отвечали на вопросы, умении договариваться, «художественно-эстетическая» (рисование техникой «Кляксография – раздувание капли красок через коктейльную трубочку). На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута , задачи решены.

В заключении хочу поблагодарить Вас за внимание и надеюсь, что Ваше мнение о проведенном мероприятии поможет мне и дальше совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Публикации по теме:

«Зачем нужен нос?» - конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста «Зачем нужен нос?» Конспект открытого занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Воспитатель: Брюшинина Т. М. Воспитатель:.

Конспект НОД «Поможем Незнайке» (Эксперименты с воздухом) Программные задачи: «Познание» - способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Хореография» Цели: совершенствовать умение детей двигаться подскоками по одному и в парах, слышать части музыки, формировать правильную осанку развивать.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «На морском берегу» Цель: научить определенным двигательным навыкам (бег, ходьба, держать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке, изучить подводный.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Органы чувств» ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию основ здорового образа жизни «Наши умные помощники - органы чувств» Цель: формировать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: