Нестор Летописец. Названный отцом истории Древней Руси

(2-я половина XI в. – начало ХII в.)

С именем летописца Нестора связано, как считает большинство исследователей, составление (в начале XII в.) «Повести временных лет» («Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть»).

Совершенно неизвестны события жизни Нестора до вступления его в Киево-Печерский монастырь Вероятно он родился в Киеве в зажиточной семье и получил хорошее образование. Нестор с любовью относился к «книжному учению» («книгами бо кажеми (наставляемы) и учими есмы пути покаяния, и мудрость бо обретаем...»)

В Киево-Печерский монастырь, Нестор поступил в возрасте 17 лет, здесь его образование получило надлежащее применение. У Киево-Печерского монастыря, бывшего в то временя одним из важнейших культурных центров Киевской Руси, сложилась литературная традиция: его иноки занимались составлением житий русских святых и летописанием. В первые годы своей жизни в монастыре Нестор составляет жития Святых князей Бориса и Глеба, основателя монастыря Феодосия Печерского. В последующем Нестор занялся разбором и приведением в порядок летописей, составленных его предшественниками и продолжением этих трудов. Эту работу он выполнил блестяще.

Рассматривая историю Киевской Руси, акад. Б. Д. Греков пишет: «Повесть временных лет» – это одно из произведений человеческого гения, произведение, к которому судьба предназначила неувядаемый интерес на протяжении веков. Книгу читали с волнением и интересом и тогда, когда она только что вышла из рук автора, читают и сейчас» («Киевская Русь», 1949).

О огромном значении труда Нестора для нашей истории и культуры говорит тот факт, что «Повесть временных лет» вошла в состав всех последующих летописных сводов XII-XVI веков! Нет ни одного историка, занимавшегося Киевской Русью, который смог бы обойтись без труда Нестора.

К сожалению в подлиннике виде «Повесть временных лет» до нас не дошла, так как Владимир Мономах, усмотрев в ней сочувствие Киево-Печерского монастыря к своему сопернику князю Святославу, изъял ее из этого монастыря и отдал в 1116 г. для переделки игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру. Однако скорее всего переделаны были в основном те части «Повести временных лет», где излагались события политической жизни современной Нестору Киевской Руси. Скорее всего в летописи были изменены оценки этих событий, характеристики отдельных князей. Географический же материал, сообщаемый Нестором, в силу своей «нейтральности», скорее всего остался в летописи в том виде, как его изложил сам Нестор.

В «Повести временных лет» Нестор обнаружил большую информированность, вдумчивость и широту историко-географического кругозора.

Указывая, что родина славянских племен находилась на Дунае, Нестор рассматривает постепенное расселение западных и восточных славян в Восточной и Центральной Европе, а затем подробно характеризует период их расселения по Днепру, Западной Двине и Волхову. Эти племена в то время составляли «Русскую землю». Параллельно с историей Нестор дает и очерк географии современной ему Русской земли и известной ему части мира. Поэтому Нестора по праву называют «отцом» русской истории, и географии.

Земли, известный Нестору на севере ограничиваются примерно 60-й параллелью (от северной части Урала до устья реки Невы). Он представлял себе положение Балтийского и Северного морей, юга Великобритании, европейского побережья Атлантического океана и Средиземного моря. На юге – известны Нестору были средиземноморское побережье Африки, нижнее течение Нила. В Азии он знал Аравию, Индию, Бактрия (части современных Таджикистана, Афганистана, Узбекистана), Каспийское море.

Выработанное уже древними географами деление суши на три части света (Африку, Европу и Азию) Нестору неизвестно; он делит известный ему мир по странам горизонта: Восток, Страны Полуденные, т.е. южные, Полунощные (северные) и Западные, причем в общих чертах Восток соответствует Азии, захватывая часть Восточно-Европейской равнины за Доном и Волгой, юг – Африке, Запад и Полунощь – Европе.

Географию дальних, неевропейских стран Нестор излагает по литературным источникам (греческие хроники Иоанна Малалы (VI век) и Георгия Амартола (IX век), Палея, жизнеописания Кирилла и Мефодия, Библия) и по официальным документам того времени (грамотам, договорам и др.).

Сведения о Европе полнее, чем о неевропейских странах. Более подробна описана Восточная Европ. А то время как описание Западной Европы ограничивается побережьями, то для Восточной представлена исчерпывающая картина расселения племен по всему пространству Русской равнины.

Балтийское (Варяжское) море, по представлению Нестора, согласному с представлениями европейских и арабских географов XI-XII веков, находится на севере от русских владений и составляет одно целое с Северным морем, представляя собой огромный рукав Атлантического океана; аналогично Средиземному морю на юге Европы. При этом протягивается Балтийское море плоть до Урала.

Сведения об устройстве поверхности известных ему земель Нестор сообщает весьма скупо. Его сообщения касаются исключительно Русской равнины, простирающейся от «Кавкаисинских, рекше Угорских гор» (Карпаты) и Чешского Леса, а также Понта (Черного моря), Хвалисского (Каспийского) моря до Варяжского моря. Кавказ под названием Ясских гор был известен русским уже в X в., а в предкавказье в то время образовалось русское Тмутараканьское княжество, населенное яссами (осетинами) и косогами (черкесами). Особенно для современного исследователя важны те сведения, которые сообщает Нестор о Восточной Европе.

Нестор отмечает на Русской равнине Валдайскую возвышенность, с которой в различных направлениях стекают главные реки равнины: Волга, Днепр, Западная Двина. Валдайская возвышенность называется Оковским (Воковскнм, Волоковским) Лесом. Водораздел между северными притоками Волги (Шексна, Кострома, Молога, Унжа, Кама) и реками, впадающими в Варяжское (Балтийское) и Белое моря, Нестор называет Волоком. Обширную же северную покатость на северо-восток от Онежского озера и на север от Белозера, т. е. бассейны рек Онеги, Северной Двины, Мезени и Печоры, называет Заволочьем, т. е. страной по ту сторону Волока.

Регионы, расположенные на Среднерусской возвышенности, Нестор называет по отношению к Поднепровью и Поволжью Верхом, или Верхними землями, а само Поднепровье и Поволжье носят у него название Низа или Низовских земель.

Из других фор рельефа Восточно-Европейской равнины Нестор упоминает: на правом берегу Днепра – Киевскую гору, на которой расположен Киев, близ него холмы: Шекавица, Хоревица, Угорское, Выдобичи, Вытичев; на Десне под Черниговом – «Болдины горы».

В своей летописи Нестор дал подробный перечень рек Восточной Европы и описание путей, связывающих Русь с другими странами («Путь из варяг в греки», Путь по Волге в Каспийское море и др.). Рассказывая о расселении славянских племен, о событиях политической жизни и т. д., Нестор говорит о географическом положении русских городов, о времени их возникновения и размерах.

«Повесть временных лет» является одним из важнейших источников по этнографии народов Восточной Европы того времени. Здесь содержатся разнообразные сведения о быте, обычаях, языке, религиозных верованиях различных славянских племен, населявших Русскую равнину. Летопись Нестора содержит также перечень народов, обитавших на всем пространстве этой равнины и относящихся главным образом к славянскому, литовскому и финскому племенам, с указанием места проживания каждого из них.

В целом Нестор дает в этой летописи правильное описание природы всей Русской равнины (ее рельефа, рек, климата, растительности, животного мира и населения). Это описание явилось в свое время (XII в.) первым, совершенно новым и вполне оригинальным произведением этого рода. Оно основано на личных наблюдениях автора, а главным образом на сообщениях и рассказах его соотечественников – очевидцев. Из литературных источников Нестор сведений этих почерпнуть не мог, так как ни в русской, ни в иностранной литературе того времени ничего подобного не было. В частности, Геродот (около V в. до н. э.) в своей «Истории» рассказывал только о Черноморской низменности и частично о Скифии, расположенной севернее. Страбон (около I в. до и. э.) в своей «Географии» вообще не дал описания Восточной Европы, потому что, как он сам сознается, она ему совершенно неизвестна. Плиний (I в. н. э.) и Помпоний Мела (I в. н. э.) тоже не имели информации о Восточной Европе. Практически все средневековые географы только пересказывали античных, не прибавляя к ним ничего нового, кроме самых фантастических легенд о гипербореях, грифах, амазонках и т. п.

Таким образом «Повесть временных лет» стоит на голову выше западноевропейских хроник и географических сочинений. Только в начале XVI в. в Западной Европе стали появляться произведения, более или менее правильно описывающие географию Восточной Европы. Первыми из них были книги польских историков Яна Длугоша (XV век) и Матвея Меховского (XVI век). Значительная часть географических сведений о Восточной Европе была взята этими авторами из летописи Нестора. Благодаря этому их работы, можно сказать, «открыли» западноевропейским ученым Россию и пограничные с ней области.

В летописи Нестора и его продолжателей заключен обильный материал по самым разнообразным отраслям географии, и нередко к нему как к первоисточнику обращались и продолжают обращаться при исследованиях по исторической географии.

Список литературы

  1. Бондарский М. С. Нестор – первый русский географ-летописец / М. С. Бондарский // Отечественные физико-географы и путешественники. – Москва: Государственное учебно-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1959. – С. 9-13.

Конспект урока для начальной школы

I. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о летописях. Это сложное слово, из каких простых слов оно состоит?
Дети. «Лето» и «писать».
У. Правильно, словом «лето» в Древней Руси назывался год. Кто же сможет сказать, что обозначает слово «летопись»?
Д. Описание года.
У. Да не одного года, а многих лет. Раньше монахи записывали основные события, которые происходили в стране, – так составлялись летописи.
Зачем нужна летопись?
Д. Из нее мы узнаем о прошлом нашей страны.
У. Первую русскую летопись написал преподобный Нестор Летописец.

II. Повторение

У. Преподобный Нестор был учеником преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Д. Преподобный Антоний в молодости был на Афоне, где и принял монашеский постриг. Игумен монастыря отослал преподобного Антония обратно на родину. Святой пришел к Киеву и поселился в пещерке на берегу Днепра. Постепенно к нему стали приходить ученики, и образовался монастырь. Преподобный Антоний поставил над монахами игумена, а сам удалился в пещеру и жил в ней до самой смерти.
У. Теперь расскажите о преподобном Феодосии.
Д. Преподобный Феодосий родился в богатой семье. У него рано умер отец, и воспитывала мальчика мать, она была очень строгой. В детстве преподобный Феодосий хотел убежать в Иерусалим, но мать его вернула домой и жестоко наказала. Хотя преподобный Феодосий был из княжеского рода, но он любил простой труд: работал со слугами, пек просфоры для церкви. Матери это не нравилось, и она часто наказывала сына, один раз даже посадила в темницу. Когда Феодосий услышал о подвигах преподобного Антония, то бежал в Киев и принял там постриг. Мать долго искала сына. А когда нашла преподобного Феодосия, то он упросил ее поселиться рядом в женском монастыре. По совету преподобного Антония вскоре братия избрала себе игуменом преподобного Феодосия. Обитель расцвела при нем.

III. Сообщение нового материала

У. Преподобный Нестор с детских лет был наслышан о киевских старцах. В 17 лет он пришел к преподобному Феодосию и попросил принять к себе в учение. Преподобный Феодосий в то время был занят постройкой монастыря, а преподобный Антоний уединился в пещере. Преподобный Нестор стал их учеником, он с верой и любовью принимал наставления святых старцев. Вскоре его постригли в монашеский чин. Вместе с братией молодой инок нес различные послушания. Самым главным было переписывание книг. В то время еще не умели печатать книги, и каждую книгу писали вручную на пергаменте – коровьей коже – гусиным пером. Преподобный Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения по истории Руси и заносил для памяти в книги. Главный труд преподобного Нестора – это «Повесть временных лет», первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем узнать, откуда пошла земля Русская, как жили люди Древней Руси. Поэтому и называют преподобного Нестора летописцем. А еще преподобный Нестор написал жития преподобных печерских отцов и святых мучеников Бориса и Глеба. А что вы знаете о святых мучениках Борисе и Глебе?
Д. Это были сыновья святого князя Владимира. Их убил родной брат Святополк, потому что боялся, что они займут его престол. Святые Борис и Глеб были первыми русскими святыми мучениками.

IV. Самостоятельная работа

У. Некоторые ученики получили карточки с отрывками из летописи, сегодня они расскажут, о чем они прочитали.
1-й ученик. Я расскажу, откуда пошла земля Русская. Давным-давно на нашей земле поселились люди. Наши предки пахали землю, охотились, торговали. Часто они ссорились между собой. И однажды они решили позвать князя со стороны, чтобы он мог мирить их, руководить ими. Таким князем согласился стать варяг Рюрик. Два воина из дружины Рюрика Аскольд и Дир решили отправиться в Царьград и завоевать его. Но по дороге они остановились в Киеве, им так понравился этот город, что они остались княжить в нем.
2-й ученик. Через несколько лет Аскольд и Дир все-таки поплыли в Царьград. Испуганные жители, увидев под стенами города вооруженную дружину, стали молиться Божией Матери. После молитвы они опустили край Ее ризы в море, и поднялась страшная буря. Аскольд и Дир в панике повернули обратно. После этого чуда, совершившегося на глазах у русской дружины, Аскольд и Дир и многие из воинов крестились и стали христианами.
3-й ученик. Через несколько лет умер Рюрик, его сын Игорь был тогда еще ребенком. Вместо него стал княжить его родственник князь Олег. Он решил объединить всех славян. Для этого он посадил своих представителей в Смоленске, Любече. А сам стал княжить в Киеве, убив обманом Аскольда и Дира. Олег присоединил к своему княжеству соседние славянские племена. Так образовалось первое древнерусское государство. Отсюда и пошла земля Русская.
У. Теперь вы знаете, откуда пошла наша земля. А если вы захотите узнать, что было дальше, про Игоря, святую Ольгу, Святослава, святого Владимира и других русских князей, то читайте рассказы из русской летописи в переложении для детей.

V. Творческое задание

У. На доске вы видите изображения старинных книг. Обратите внимание, как тщательно выписывались писцом буквы, как украшались разными орнаментами буквицы – заглавные буквы начала текста. Недаром от тех времен сохранилось выражение «красная строка» – она именно была красная, то есть красивая. Теперь попытайтесь сами нарисовать красивую старинную букву. На доске вы видите старинную азбуку, некоторые буквы похожи на современные, а некоторые отличаются. Какие буквы похожи на современные?

Выберите любую букву и начинайте рисовать.

Киево-Печерский монастырь с самого момента своего основания оказывал огромное влияние на духовную жизнь древнерусского общества – благодаря высокому авторитету своих основателей, преподобных Феодосия и Антония Печерских, благодаря подвижничеству первых иноков. Огромное значение для развития древнерусского государства имела также просветительская деятельность обители. Именно здесь работал выдающийся летописец Нестор, составивший известную всем ещё со школы летопись «Повесть временных лет». В основу обширного труда Нестора легли не дошедшие до наших времён «Свод Никона» и «Начальный Свод», составленные в конце 11 века и значительно переработанные и дополненные Нестором.

Где и когда родился Нестор, кто были его родители, где он учился, как прошло его детство, неизвестно. Высказываются предположения, что родился он в 50-х годах 11 века в Киеве. Достоверно известно, однако, что в Киево-Печерский монастырь он пришёл во время игуменства Стефана, преемника преподобного Феодосия. Игуменом Стефан оставался недолго, всего 4 года – с 1074 по 1078 год. Следовательно, именно в это время там и появился Нестор. По одной версии, ему тогда было всего 17 лет, по другой, был он значительно старше, поскольку приёму в монастырь предшествовали серьёзные испытания, длившиеся иногда довольно долго. Впрочем, Нестора постригли в монахи очень скоро, и почти сразу же он удостоился дьяконства, скорее всего, в силу своей серьёзности и исключительной учёности. Так что вполне возможно, что в монастырь пришёл человек зрелого возраста и ума, высоко образованный и наделённый литературным талантом.

К этому времени Киево-Печерский монастырь уже значительно разросся: в новых кельях проживали около 100 монахов (что, по тем временам, для одного монастыря было очень много), богослужения проходили в только что сооружённой каменной церкви. Монастырь продолжал жить по феодосиевскому уставу, однако от прежней бедности не осталось и следа. Теперь средств хватало и на содержание братии, и на устройство первой в Киеве богадельни для нищих, на благотворительные дела, например, в каждый праздник монастырь рассылал по тюрьмам возы с хлебом.

Большую известность монастырь получил и как центр книжной учёности. Здесь переводились и переписывались книги церковного содержания, здесь были написаны сочинения мниха Иакова «Память и похвала святому Владимиру» и «Сказание о Борисе и Глебе». Оживлению литературных занятий в немалой степени способствовал Никон, сменивший Стефана и остававшийся игуменом до 1088 года. Именно при нём Нестор выступил как агиограф, то есть как автор житийных трудов. Он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и житие преподобного Феодосия Печерского.

Преподобный Нестор высоко ценил истинное знание, соединённое со смирением и покаянием. По его словам, «великая бывает польза от учения книжного; книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчётная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретёшь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

Главным подвигом жизни Нестора стала работа над летописью. Нестор был не первым летописцем в Киеве. Ещё в 1039 году, когда при Ярославе Мудром в только что построенном соборном храме Святой Софии была учреждена митрополичья кафедра, неизвестный книжник, скорее всего, по указанию князя, составил первую русскую летопись. Летописанию этот автор учился по болгарским летописям и греческим историческим хроникам, однако, в манере изложения событий и их истолковании он с самого начала проявил самостоятельность. Ядром самой первой летописи явились рассказы, которым впоследствии исследователи дали объединённое название «Сказание о распространении христианства». Вполне возможно, что составителем был Иларион или кто-либо из его сподвижников.

Затем, примерно через 10 лет, летописное дело переходит в Печерский монастырь. Здесь «многоумный» Никон, сохранив текст древнейшей летописи, дополнил её многими отсутствовавшими в первоисточнике сведениями из истории 10-11 веков. Именно Никон первый ввёл указания на хронологию событий и придумал сам способ изложения – отдельными статьями по годам. Как правило, каждое сообщение начиналось словами «В год...», а затем следовала дата (по исчислению «с сотворения мира», как это было принято тогда в христианском мире). Никон отмечал даже такие годы, под которыми никаких сведений не значилось. Этот способ изложения событий оставался нормой для всего дальнейшего русского летописания вплоть до 17 века.

Нестор не просто продолжил дело своих предшественников, но как бы довёл его до совершенства, придав первой русской летописи законченность, полноту содержания, широту исторического замысла и цельность литературного произведения. Свою летопись под пространным названием «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть» Нестор завершил в 1113 году. В понимании летописца, «Русская земля» – это и государство, и народ, его населяющий. Нестор был первым историком, попытавшимся ответить на два сложных вопроса: о происхождении русского народа и о возникновении русского государства.

Создавая свой грандиозный по охвату истории труд, Нестор использовал как греческие хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола, Симеона Логофета и другие произведения византийской книжности, так и устные предания – саги, легенды, эпические песни, сказки. Кроме того, Нестор, описывая современные ему события, прямо ссылался на собственные впечатления и на собственную память, тем более что иногда он был сам участником описываемых событий.

Нестор был не просто историком, стремившимся зафиксировать как можно больше событий, но и политиком, жившим событиями своего времени. Стены монастырской кельи, в которой он выписывал строки своего сочинения, не были глухой перегородкой, отделявшей его от внешнего мира. Да и сам монастырь не был чужд политической жизни. У Нестора были свои сложившиеся политические взгляды, нравственные позиции, с которых он судил о прошлом и настоящем. Так, именно Нестор разработал основополагающую идею церковной доктрины – идею династического княжения. Эта идея является ключевым стержнем всей «Повести временных лет».

Историю Нестор рассматривает в контексте противоборства Добра и Зла, Бога и Сатаны. По его мнению, мир полон бесов – слуг дьявола, которые на «злое посилаеми бывають». Им сродни и «злые люди». Они – опаснее бесов, потому что «беси бо Бога боятся, а зол человек ни Бога боится, ни человек ся стыдить». Оттого и умножаются в мире неправда и беззаконие. Люди без страха преступают церковные заповеди. За это они приемлют от Бога всевозможные казни, «нахожденье ратных». Всякие беды Бог насылает и на неправедных властителей: «Аще бо князи правьдиви бывать в земли, то многа отдаются согрешенья земли; аще ли зли и лукави бывать, то болше зло наводит Бог на землю, понеже то глава есть земли».

Отсюда Нестор делает вывод: выпавшие на долю Руси несчастья («усобице многы и нашествие поганых») – это «батог» Бога, кара за «зловерье» и «лукавство» правителей. Бог, однако, считает Нестор, милостив: казня «землю», Он, тем самым, приводит её к «истине». Возложив, таким образом, всю ответственность за бедствия Руси на её князей, Нестор со всей определённостью констатирует: Божье «блюденье» и покровительство «леплее» (то есть лучше) княжеского, человеческого. Божье «блюденье», по мнению Нестора, – залог всякого успеха. Оно необходимо и простому человеку, и князю. Никто не может обойтись без него. Заслужить же расположение Бога просто – надо избегать «бесовского наученья» и не нарушать установлений церкви. Бог всегда на стороне благочестивого князя.

Благочестивым же Нестор считает князя, который соблюдает принцип династического княжения. Суть этого принципа заключается в том, что «каждо на держить отчину свою». Нестор приводит библейское обоснование этого принципа: после потопа сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет разделили между собой землю. При этом, как отмечает печерский книжник, братья, «разделивше землю, жребьи метавше», договорились «не преступати никому же жребий братень, и живяхо каждо в своей части». Таким образом, Нестор не только санкционировал удельно-династическое княжение, но и объявлял его единственной богоустановленной формой правления.

Впрочем, это вовсе не означает, что Нестор был против преодоления раздробленности страны. Он действительно выступал за единство Киевского государства. Однако центром сплочения древнерусских князей Нестор признавал не великокняжескую власть, а Церковь.

Преподобный Нестор скончался в 1114 году и был погребён в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Он завещал печерским инокам-летописцам продолжать его великий труд. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр (именно в его редакции до нас и дошла «Повесть временных лет»), игумен Моисей Выдубицкий (до 1200 года он продолжал вносить события в летопись) и игумен Лаврентий, автор знаменитой «Лаврентьевской летописи», в состав которой вошла и «Повесть временных лет».

Заслуга Нестора огромна. Русские люди, читая его летопись, открывали для себя века собственного прошлого, дотоле покрытые мраком, узнавали о своих корнях, о своей земле. Но главное, Нестор первым объяснил им, что Русь с её прошлым – это неотделимая часть всего человечества, и её история переплетена с историей всего человечества.

О жизни преподобного Нестора летописца до того, как он стал насельником Киево-Печерского монастыря, нам не известно практически ничего. Мы не знаем, кем он был по социальному статусу, не знаем точную дату его рождения. Ученые сходятся на приблизительной дате — середина XI века. История не зафиксировала даже мирского имени первого историка земли Русской. А он — сохранил для нас бесценные сведения о психологическом облике святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского, оставшись в тени героев своих трудов. Обстоятельства жизни этого выдающегося деятеля русской культуры приходится восстанавливать по крупицам, и не все лакуны в его жизнеописании можно заполнить. Память преподобного Нестора мы отмечаем 9 ноября.

Преподобный Нестор пришел в знаменитый Киево-Печерский монастырь, будучи семнадцатилетним юношей. Святая обитель жила по строгому Студийскому уставу, который ввел в ней преподобный Феодосий, позаимствовав его из византийских книг. Согласно этому уставу, прежде чем дать монашеские обеты, кандидат должен был пройти длительный подготовительный этап. Вновь пришедшим сначала предстояло носить мирскую одежду — до тех пор, пока они не изучат хорошо правила монастырской жизни. После этого кандидатам разрешалось надеть монастырское одеяние и приступить к испытаниям, то есть показать себя в работе на различных послушаниях. Тот, кто прошел эти испытания успешно, принимал постриг, но на этом испытание не заканчивалось — последним этапом принятия в монастырь являлось пострижение в великую схиму, которого удостаивались не все.

Преподобный Нестор прошел весь путь от простого послушника до схимонаха всего за четыре года, а также получил сан диакона. Немалую роль в этом сыграли, помимо послушания и добродетели, его образованность и выдающийся литературный талант.

Киево-Печерский монастырь представлял собой уникальное явление в духовной жизни Киевской Руси. Численность братии доходила до ста человек, что было редкостью даже для самой Византии. Строгость общинного устава, найденного в константинопольских архивах, не имела аналогов. Монастырь процветал и в материальном плане, хотя его наместники не заботились о собирании богатств земных. К голосу обители прислушивались сильные мира сего, он имел реальное политическое и, главное, духовное влияние на общество.

Молодая Русская Церковь в то время активно осваивала богатейший материал византийской церковной книжности. Перед ней стояла задача создания оригинальных русских текстов, в которых был бы явлен национальный облик русской святости.

Первый агиографический (агиография — богословская дисциплина, изучающая жития святых, богословские и историко-церковные аспекты святости. — Ред.) труд преподобного Нестора — «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» — посвящен памяти первых русских святых. Летописец, по-видимому, откликнулся на ожидающееся общерусское церковное торжество — освящение каменной церкви над мощами святых Бориса и Глеба.

Труд преподобного Нестора был не первым среди работ, посвященных этой теме. Однако он не стал излагать историю братьев по готовому летописному преданию, но создал текст, глубоко оригинальный по форме и по содержанию. Автор «Чтения о житии…» творчески переработал лучшие образцы византийской житийной литературы и смог выразить очень важные для русского церковного и государственного самосознания идеи. Как пишет исследователь древнерусской церковной культуры Георгий Федотов, «память святых Бориса и Глеба была голосом совести в междукняжеских удельных счетах, не урегулированных правом, но лишь смутно ограничиваемых идеей родового старшинства».

Преподобный Нестор не располагал большим количеством данных о смерти братьев, но как тонкий художник смог воссоздать психологически достоверный образ истинных христиан, безропотно принимающих смерть. Подлинно христианская смерть сыновей крестителя русского народа князя Владимира вписана летописцем в панораму общемирового исторического процесса, который он понимает как арену вселенской борьбы добра и зла.

Отец русского монашества

Второе житийное произведение преподобного Нестора посвящено жизни одного из основателей Киево-Печерского монастыря — преподобного Феодосия. Он пишет этот труд в 1080‑х годах, спустя всего несколько лет после кончины подвижника, в надежде на скорую канонизацию преподобного. Надежде этой, однако, не суждено было сбыться. Преподобного Феодосия канонизировали только в 1108 году.

Внутренний облик преподобного Феодосия Печерского имеет для нас особое значение. Как пишет Георгий Федотов, «в лице преподобного Феодосия Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Преподобный Феодосий — отец русского монашества. Все русские иноки — дети его, носящие на себе его фамильные черты». А Нестор Летописец был тем человеком, который сохранил для нас его неповторимый облик и создал на русской почве идеальный тип жизнеописания преподобного. Как пишет тот же Федотов, «труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества и, с другой стороны, заполняя общими необходимыми чертами пробелы биографического предания. <…> Все это сообщает Несторову житию исключительное значение для русского типа аскетической святости». Летописец не был свидетелем жизни и подвигов преподобного Феодосия. Тем не менее в основе его житийного рассказа — свидетельства очевидцев, которые он смог соединить в цельный, яркий и запоминающийся рассказ.

Конечно, для создания полноценного литературного жития необходима опора на развитую литературную традицию, которой еще не было на Руси. Поэтому преподобный Нестор многое заимствует из греческих источников, иногда делая длинные дословные выписки. Однако они практически не влияют на биографическую основу его рассказа.

Память о единстве народа

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Этот труд отстоит от первых двух известных нам литературных трудов преподобного Нестора на четверть века и относится к другому литературному жанру — летописи. Свод «Повести…», к сожалению, не дошел до нас целиком. Он был подвергнут переработке монахом Выдубицкого монастыря Сильвестром.

В основе «Повести временных лет» лежит летописный труд игумена Иоанна, который предпринял первую попытку систематического изложения русской истории с древнейших времен. Свое повествование он довел до 1093 года. Более ранние летописные записи представляют собой фрагментарное изложение разрозненных событий. Интересно, что в этих записях содержится легенда о Кие и его братьях, коротко сообщается о княжении варяга Олега в Новгороде, о погублении Аскольда и Дира, приводится легенда о смерти Вещего Олега. Собственно киевская история начинается с княжения «старого Игоря», о происхождении которого умалчивается.

Игумен Иоанн, неудовлетворенный неточностью и баснословностью летописного изложения, восстанавливает года, опираясь на греческие и новгородские хроники. Именно он впервые представляет «старого Игоря» как сына Рюрика. Аскольд и Дир здесь впервые предстают как бояре Рюрика, а Олег — как его воевода.

Именно свод игумена Иоанна стал основой работы преподобного Нестора. Наибольшей переработке он подверг начальную часть летописного свода. Первоначальная редакция летописи была дополнена сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Большое значение святой Нестор придавал устным свидетельствам — рассказам старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников.

В своем главном труде Нестор Летописец выступает и как ученый-историк, и как писатель, и как религиозный мыслитель, дающий богословское осмысление отечественной истории, которая является составной частью истории спасения человеческого рода.

Для преподобного Нестора история Руси есть история восприятия христианской проповеди. Поэтому он фиксирует в своей летописи первое упоминание о славянах в церковных источниках — 866 год, подробно рассказывает о деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о крещении равноапостольной Ольги в Константинополе. Именно этот подвижник вводит в летопись рассказ о первом православном храме в Киеве, о проповедническом подвиге варягов-мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна.

Несмотря на огромный объем разнородной информации, летопись преподобного Нестора стала подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы.

В годы раздробленности, когда о былом единстве Киевской Руси не напоминало почти ничего, «Повесть временных лет» оставалась тем памятником, который будил во всех уголках рассыпающейся Руси память о ее былом единстве.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда.

Газета «Православная вера» № 21 (545)

В 2013 году исполняется 900 лет с того момента, когда был завершен главный труд преподобного Нестора Летописца «Повесть временных лет». В ознаменование этой юбилейной даты и ее достойного празднования 8-9 ноября в актовом зале Киево-Печерской Лавры пройдут Славянские чтения «Истоки нашей истории: 900 лет «Повести временных лет» пр. Нестора Летописца». С докладом на конференции выступит главный редактор « » Анатолий Степанов.

О значении «Повести временных лет» рассуждает в интервью « » известный русский историк, доктор исторических наук, профессор Игорь Яковлевич Фроянов :

«"Повесть временных лет" и ее автор инок Нестор-летописец представляют собою удивительное явление русской культуры, ее гордость и славу, немеркнущие вот уже девять столетий. По степени гениальности исполнения из современных Повести произведений очень трудно (если вообще возможно) найти нечто сопоставимое - разве что "Слово о полку Игореве". Однако надо сказать, что перед певцом Слова, посвятившим свое сочинение описанию похода князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году, стояла не столь грандиозная задача, нежели перед автором "Повести временных лет", который вознамерился ответить на вопрос: "Откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть". С этой задачей Нестор справился столь успешно, что его творение стало образцом для последующих поколений русских летописцев - не случайно поздние летописные своды начинались именно с несторовой "Повести".

Последующих летописцев, как и нынешних исследователей, привлекала и привлекает, прежде всего, широта исторического взгляда Нестора, а точнее сказать - широта его миропонимания. Свое повествование он начинает с библейских времен, с Великого Потопа, вводя тем самым русскую историю в мировой исторический процесс, делая ее причастной к мировой истории. Затем у него идет рассказ об эпохе общеславянского единства. Тем самым Нестор демонстрирует связь древнерусской истории со славянской историей. И лишь потом летописатель переходит к изложению исторического материала, относящегося к восточным славянам и людям Древней Руси. Необходимо учесть, что эти построения становились особенно значимыми на фоне высказываний митрополита Илариона о Русской земле, которая "ведома и слышима всеми конци земли". Нестор-летописец, следовательно, закладывал первые основы идеи всемирности русской истории и русского народа, которая у наших мыслителей XIX века (в частности у Ф.М.Достоевского) приобретет мессианское предназначение.

Нестор творил, разумеется, не на пустом месте. В плане идейном он мог опереться, насколько мы только что убедились, на митрополита Илариона, на его блистательное "Слово о Законе и Благодати". Но и в летописном деле у него были предшественники, занимавшиеся летописанием далеко уже не одно десятилетие. Поэтому "Повесть временных лет" создавалась в довольно насыщенной творческой среде, и ее следует рассматривать как своего рода итог развития древнерусского летописания. Правда, относительно начала летописного дела на Руси в науке нет единства мнений. Существуют три точки зрения на сей счет. Одни исследователи (в частности Б.А.Рыбаков) связывают возникновение летописного жанра с далеким временем князя Аскольда, полагая, что в конце IX века была составлена так называемая "Аскольдова летопись".

Другие специалисты (например, А.Н.Насонов, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин) относят появление летописных записей к исходу X века, когда было составлено "Сказание о русских князьях", а при Десятинной церкви, созданной заботами князя Владимира Крестителя, стали вестись записи летописного характера.

Третья точка зрения относит возникновение летописного дела к 30-м годам XI века, связывая его со строительством Софии Киевской. На этой точке зрения стоял А.А.Шахматов, следовавший за ним М.Д.Приселков, к ней склонялся также Д.С.Лихачев, допуская, впрочем, здесь и 40-е годы XI столетия.

Трудами А.А.Шахматова была установлена предыстория ""Повести временных лет": благодаря глубокому проникновению в русские летописи, исследователь выявил ряд летописных сводов, ей предшествовавших, - это и свод 1039 года, и свод Никона Печерского, и Начальный свод конца XI века. Стало быть, Нестор, приступая к составлению своей летописи, имел под руками обильные летописные материалы, на основе которых он создал новый монументальный свод - "Повесть временных лет".

Надо заметить, что русские летописцы начали свое дело с подражания греческой хронографии, которую знали прекрасно. Однако они вскоре вышли за рамки подражательства, приобретя опыт и умение создания оригинальных письменных памятников. Ярким примером тому является "Повесть временных лет", представляющая собой цельное, пронизанное общими идеями произведение. Это дает основание некоторым исследователям называть Нестора первым русским историком, что верно, но лишь отчасти, поскольку "Повесть" имеет синкретический характер. Нестор выступает в ней не только как историк, но и как богослов, философ, литератор и фольклорист. Поэтому она имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, преподобный Нестор, заслуживает, безусловно, имени первого русского энциклопедиста».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: